Специализированное ПО для маркетинга: что оно может реально дать?

Автор текста Владимир Василенко. Заметка является своего рода продолжением дискуссий о софте для отделов маркетинга, прошедших некоторое время назад в Linkedin.

Весной 2007 года компанией BrandMaker (тогда еще pi-consult), и немецким университетом Пфорцхайм, было произведено исследование, в котором приняли участие 226 маркетологов. Его целью было определение потребности маркетинговых служб в различных видах специализированного программного обеспечения.

В итоге примерно треть руководителей отделов маркетинга признали необходимость в приложениях, с помощью которого они могли бы централизованно управлять планированием маркетинговых мероприятий. Основное, чего ждали от этих приложений – это централизация, повышение эффективности и сокращение расходов. При этом немногие из них были осведомлены о том, что конкретно такое программное обеспечение может предложить, каковы его возможности. В качестве основных требований к новым маркетинговым инструментам рассматривались автоматическая подготовка отчетов понятных пользователю и учет таких характерных для отдельной компании операций, как согласование.

В России системы MRM (Marketing Resource Management) только начинают свое развитие. Пожалуй, тот же BrandMaker стал одним из первых MRM-разработчиков, вышедшим на российский рынок. И, равно как и четыре года назад, первое, в чем нужно разобраться – что же реально может дать специализированное ПО для маркетинга и почему

Вопрос времени: использование программного обеспечения для высвобождения временных ресурсов

Автоматизация маркетинга на основе информационных технологий, так же как и, например, автоматизация бухгалтерского учета, производится с главной целью – повышение производительности. Программное обеспечение должно заменить ручную работу, ранее выполнявшуюся сотрудниками отдела маркетинга, и освободить ресурсы, которые можно будет направить на выполнение других задач.

При подробном рассмотрении процессов маркетингового планирования можно обнаружить, что они состоят из совокупности взаимодействующих процессов. Каждый этап требует смежных результатов, согласования проектов, анализа планов, утверждения промежуточных отчетов и т.д. Если рассматривать эти же процессы в рамках большой компании, где несколько команд осуществляют собственное маркетинговое планирование, то эти «сопроводительные издержки» вскоре преумножаются, так как планы всех отделов должны быть согласованы, объединены, скорректированы и т.д.

Значительная часть работы по маркетинговому планированию тратится не на разработку содержательной части, концепции и собственно планирование, а на связанную с ним коммуникацию и другие действия, такие как:

  • Согласование деталей
  • Уточнение маркетинговых планов
  • Адаптация и согласование планов различных отделов
  • Утверждение руководством

Эти задачи необходимы для успешного маркетингового планирования, но они ежедневно отнимают слишком много времени у сотрудников маркетингового отдела.

Вопрос качества: программное обеспечение не допускает человеческих ошибок

Вдобавок к экономии времени, применение информационных технологий в процессе маркетингового планирования даст гарантию качества в ежедневной работе. Оно исключит человеческие ошибки, которые можно легко допустить при сборе данных из различных источников.

Маркетинговое программное обеспечение на основе централизованной базы данных, которая содержит плановые данные для всех отделов, может одним нажатием кнопки предоставить необходимые файлы, которые в противном случае пришлось бы усердно собирать вручную и конвертировать в подходящий формат. Маркетинговая система не теряет единой нити, не допускает опечаток и не удаляет по ошибке важные файлы.

Вопрос инвестиций: ключевое слово «ROMI»

Показатель ROMI — соотношение прибыли к маркетинговым инвестициям, стал ключевым фактором при оценке работы отделов маркетинга, и его значение растет. Числовые показатели определяют, насколько успешна и эффективна маркетинговая деятельность компании, чтобы достичь самого целенаправленного и эффективного использования доступных ресурсов.

В MRM-системе эффективность маркетинговой деятельности, выраженная в прибыли на маркетинговые инвестиции, может оцениваться практически в режиме реального времени с помощью соответствующего программного обеспечения. Имеющиеся данные обрабатываются автоматически и выражаются в числовых показателях. Сотрудники могут одним нажатием кнопки видеть, как работаю их идеи и концепции.

Вопрос специализации: что необходимо учитывать?

В зависимости от поставщика, программные решения для маркетингового планирования имеют разные цели и области использования. Например, есть программное обеспечение, которое направлено на такие сегменты индивидуального маркетинга, как управление прямыми рекламными компаниями или индивидуализация печатных медиа-ресурсов с использованием технологий Web-to-Print. Как правило, такие системы касаются только процессов планирования в этих сегментах. Также есть более комплексные решения, при которых инструменты планирования поддерживают все маркетинговые операции.

Некоторые системы работают независимо в пределах компании, другие допускают гибкую интеграцию различных групп пользователей. Едва ли сегодня остались приложения, которые требуют установки программного обеспечения на компьютер сотрудника. В наши дни большинство систем основаны на web-доступе (и интегрируются во внутреннюю сеть компании) и имеют доступ через интернет-браузер. При этом изменяемость маркетингового программного обеспечения играет важную роль во многих компаниях. Обычно речь идет о возможности расширения системы, добавления коммуникаций с внешними источниками, и т.д.

Удобство программ в использовании также играет важную роль. Требования к IT системам у сотрудников маркетинговых отделов отличаются от тех, которые предъявляются, скажем, для бухгалтерского учета. Этот фактор также следует учитывать при выборе программного обеспечения, чтобы инструменты не только повысили эффективность, но и были хорошо приняты непосредственными пользователями — сотрудниками маркетинговых отделов.

Продолжение следует

Comments

comments

  • Многие еще не решили как правильно мАркетинг или маркЕтинг. Какие уж тут программы. Хотя с другой стороны…

  • Кто-то же должен быть впереди :)

  • Владимир

    К сожалению, в таких вещах мы постоянно отстаем от западных стран лет на несколько. Но надо как-то шевелиться, 21 век на дворе. Когда-то и CRM-ки были чем-то непонятным и сомнительным, но ничего — освоили. :

  • На самом деле, уже многие компании готовы. И даже какие-то технологии пытаются использовать для автоматизации маркетинга — вплоть до самопальных программок, которые пишут их собственные ИТ-отделы. Просто еще нет четкого понимания, что для всего этого уже придуманы MRM.