Интервью с директором по маркетингу: Ольга Кошелева

Ольга Кошелева закончила бакалавриат факультета социологии и магистратуру факультета политологии Высшей школы экономики. На сегодняшний день Ольга Кошелевазанимается маркетингом в digital-агентстве SkyPromo, а также консультирует молодые компании по вопросам продвижения в Интернете.

Какие основные KPI Вы используете для оценки эффективности маркетинга?

Основная задача маркетинга – это увеличение числа обращений в компанию, привлечение к ней внимания потенциальных клиентов. Соответственно, если в компанию регулярно поступают запросы, и их число, как минимум не уменьшается, то маркетинг можно считать эффективным.

По какой схеме происходит взаимодействие с отделом продаж? Как происходит разграничение функций?

Если маркетинг отвечает за привлечение клиентов, то обработка полученных от них запросов – это уже функции отдела продаж.

Надо ли получать маркетинговое образование? Если да, то почему, если нет, то почему?

Это один из тех вопросов, которые я себе часто задавала, будучи еще студенткой факультета социологии Высшей школы экономики. 80% выпускников данного факультета работают в маркетинге и делают это вполне успешно, однако на момент обучения казалось, что для этой работы нам преподают недостаточно прикладных курсов, что слишком много «ненужной» теории. На сегодняшний день могу только выразить благодарность всем преподавателям, которые спокойно смотрели на подобное стремление к практике и заставляли много читать и еще больше думать. Поэтому оптимальным мне кажется вариант, в котором маркетинг выбирается как второе высшее образование или дополнительные курсы, первое образование должно быть все же более фундаментальным, развивающим интеллектуальные способности человека. Маркетинг – это настолько динамичная сфера деятельности, что инструменты, бывшие эффективными еще пять лет назад и описанные в книгах, в современных реалиях оказываются чрезмерно затратными и при этом бесполезными. Успешный менеджер по маркетингу – это человек, который способен не только применять на практике полученные в университете знания, но и подчас самому придумывать новые рекламные ходы для привлечения внимания потенциальных клиентов. А для этого нужно не столько получать «корочки», сколько быть в курсе современных тенденций, регулярно посещать профильные мероприятия, и конечно, много читать.

Есть ли маркетинг без бюджета?

Бюджет, выделяемый на маркетинг, должен согласовываться с тем результатом, который планируется получить. Маркетинг должен быть не без бюджета, а с минимально возможным бюджетом, требуемым на получение запланированных результатов. Если ставить перед собой скромные цели, то и бюджет может быть небольшим, и напротив, преследование более амбициозных целей предполагает и увеличение затрат, причем не только денежных, но и временных. Здесь я конечно не говорю о «гениальных ходах», которые позволяли с помощью незначительных расходов существенно увеличить объем продаж – это скорее исключения, которые только подтверждают правило.

Какие маркетинговые инструменты вы не будете использовать по личным этическим соображениям?

Любые инструменты, связанные с высокими рисками для репутации компании и ее руководства.

Используете ли инструменты SMM и на основе каких показателей оцениваете их эффективность?

Поскольку наша компания оказывает услуги в сфере маркетинга в социальных медиа, то, конечно, сами активно используем эти инструменты. Работа в социальных сетях – это одно из важных направлений маркетинга нашей компании, и она считается эффективной, если приносит компании новые запросы (и соответственно, заказы). Поэтому мы не стремимся к увеличению числа участников наших групп любыми путями, и не подсчитываем лайки. Количественными показателями для оценки эффективности SMM, хотя во многом косвенными, для нас служат метрики Google Analytics: это переходы на сайт компании с различных социальных сетей, количество страниц, которые просматривают эти пользователи, время проведенное на сайте и т.д.. В целом же, по опыту нашей компании и наших клиентов, могу сказать, что маркетинг в социальных сетях может быть очень эффективен для привлечения внимания потенциальных клиентов к компании и формирования лояльности уже существующих, однако это не панацея от всех проблем с продажами и организацией бизнес-процессов в компании. Поэтому подход вида «создали группу ВКонтакте, наполнили ее пятью тысячами пользователей, получили рост продаж на 50% в первый же месяц» заведомо обречен на провал. Нельзя с помощью одного только SMM решить все вопросы, связанные с привлечением клиентов, также как нельзя жить только в Интернете.

Как изменится среднестатистический потребитель в России через 5 — 10 лет?

Потребитель, на мой взгляд, станет еще более пресыщенным информацией, будет все больше проявляться «усталость» от рекламы, маркетинговых акций и т.п. Соответственно, маркетологам придется проявлять все свои творческие способности, чтобы обратить внимание потребителя на свой продукт, придумывать новые маркетинговые ходы.

Часто ли приходится жертвовать личным временем ради бизнеса?

Стараюсь сохранять баланс между семьей и работой. Если работа начинает занимать слишком много времени – значит, где-то были допущены ошибки с тайм-менеджментом, были неверно поставлены задачи и определены приоритеты. Семья является такой же важной частью моей жизни, как и профессиональная самореализация, и я бы не хотела выбирать между ними.

МаркЕтинг или мАркетинг? :)
Вот это действительно последнее, на что я обращаю внимание. Мне лично удобнее произносить с ударением на первый слог, но очень спокойно отношусь к альтернативному произношению.

Сайт агентства SkyPromo