Интервью с директором по маркетингу: Любовь Жуковская

Любовь Жуковская — руководитель отдела маркетинга агентства FOTOBANK. Окончила факультет МЭО МГИМО по специализации «Менеджмент и Любовь Жуковскаямаркетинг», работала в компании РосБизнесКонсалтинг, руководителем отдела маркетинга в ИД «Генеральный директор», была директором по развитию в международном сетевом агентстве DENTSU-SMART (Smart New Solutions). Преподаёт в Высшей Школе Экономики и в РУДН курс «СМИ и коммуникации в России».

Какие основные KPI Вы используете для оценки эффективности маркетинга?

Мы смотрим, сколько мы заработали ДЕНЕГ! К чему все KPI, если вы сидите с умным видом, веером выкладок и роскошной статистикой – в убытках?

Можно, конечно, вспомнить такие показатели как:

  • Количество новых/активных клиентов (СМИ, рекламных агентств, дизайн-студий, конечных пользователей, телеканалов, продюсерских студий и др.)
  • Изменение среднего чека и количества проданных материалов
  • Посещаемость сайта и изменение ядра аудитории
  • Количество входящих обращений
  • Изменение доли рынка компании
  • Рост количества «лайкеров» в соцсетях

… и прочие циферки… Это всё – демонстрационные данные, которые помогают диагностировать и корректировать стратегию бизнеса. Главный KPI – прибыль компании.


На какие основные критерии Вы обращаете внимание при подборе сотрудников в отдел маркетинга?

Активная жизненная позиция и ментальная гибкость. Мы позитивны и не стоим на месте, нам нужны такие же коллеги! Стандартные параметры: опыт работы, образование, культурный уровень и грамотность, обязательно знание английского языка, знание рынка, понимание нашей и смежных отраслей, способность социализироваться, заинтересованность в работе и тяга к творчеству. Мы работаем с очень интересным творческим продуктом, который, как мне кажется, невозможно не любить – мы должны чувствовать в новом коллеге стремление к прекрасному.

По какой схеме происходит взаимодействие с отделом продаж? Как происходит разграничение функций?

Регулярное появление новых контент-продуктов (фото-видео-музыка) и новых видов использования (к примеру, лицензирование для iPad) позволяет постоянно развивать сотрудничество с новыми группами клиентов. В такой ситуации отдел маркетинга работает в жесткой сцепке с отделом продаж! Мы изучаем и анализируем рынок, прослеживаем художественные тренды и эффективность тех или иных фотографий или видеоклипов – как они работают в рекламных материалах или в СМИ. Эту информацию мы предоставляем отделу продаж. Менеджеры по продажам общаются с клиентами, бережно собирают все отзывы и пожелания, выявляют дополнительные нюансы. Мы учитываем эту информацию при формировании стратегии и самого продукта.

Помимо выявления потребностей и предложения нового профессионального контента, наша задача состоит и в том, чтобы научить российских клиентов использовать легальный и качественный контент. Не секрет, что в России еще совсем недавно мало кто задумывался о том, что такое интеллектуальная собственность.

Надо ли получать маркетинговое образование? Если да, то почему, если нет, то почему?

Обязательно надо. Работать в профессии по наитию, изобретая велосипед, — крайне неэффективное занятие. Очевидно, в нашей стране растёт спрос на подготовленных специалистов. Вопреки сложившемуся стереотипу от не имеющих образования практиков, наличие теоретической базы и школы вовсе не «зашоривает» талантливого человека и значительно экономит время, когда рассчитываешь, каким будет результат в том или ином случае не только методом проб и ошибок.

Назовите наиболее важные и часто встречающиеся задачи, которые приходится решать менеджеру по маркетингу в вашей компании.

стратегия и планирование продвижения агентства
работа с сайтом компании
копирайтинг, написание статей, релизов, слоганов
адаптация зарубежных и создание новых рекламных материалов
исследования и анализ рынка
организация мероприятий и выступлений

Есть ли маркетинг без бюджета?

Есть. Нелегко. Но интересно – на энтузиазме всегда интересно в начале пути и в юности. Но если вы уже большие и серьезные – нет маркетинга без денег. И без грамотного планирования и внимательного мониторинга эффективности, вложений в исследования его тоже нет.

Какие маркетинговые инструменты вы не будете использовать по личным этическим соображениям?

Таких инструментов в моём случае не существует. Бизнес контент-агентства светлый и прозрачный, идти на сделки с совестью не приходится.

Используете ли инструменты SMM и на основе каких показателей оцениваете их эффективность?

Используем. Facebook и Youtube, работаем на форумах и в блогах. Просчитать эффективность, традиционно, весьма сложно. Ты никогда не знаешь, с кем общаются люди, которые сидят на странице твоей компании, куда в результате попадёт материал, который ты публикуешь в соцсети. Но мы однозначно отмечаем: соцсети положительно влияют на формирование имиджа компании, на лояльность аудитории и на повышение осведомленности и спонтанного знания марки среди потенциальных клиентов.

В нашем случае, само название компании – Фотобанк – работает на нас. Мы, как ксерокс или скотч, придумали в 1995 году слово фотобанк и запатентовали его в качестве товарного знака. Сегодня это слово часто ошибочно используется как определение банка изображений, но это неверно – правильно говорить агентство.

Как изменится среднестатистический потребитель в России через 5 — 10 лет?

Если говорить о демографии России в целом, доля людей старшего возраста, безусловно, увеличится. Для бизнеса Фотобанка, рынка, СМИ и рекламного бизнеса это означает, что востребованными будут концептуальные образы взрослых людей, так как реклама будет обращаться, в первую очередь к ним.

Потребитель всё больше времени будет проводить в интернете. Область WEB будет жестче регулироваться законом, в том числе законом «О авторском праве». WEB-СМИ и дизайн-студии будут использовать больше профессионального аудио-визуального контента (фото, видео, музыка). Проще говоря, и интернет-СМИ и создатели сайтов будут всё реже и реже воровать плоды чужого труда для публикаций. В общем, мы будем двигаться в сторону цивилизованности.

Пресса снизит долю – и по количеству печатных изданий и по их объему. Очевидна тенденция – люди постепенно отвыкают потреблять большие объемы печатной информации, лучше усваивают фрагментарные материалы небольших объемов с большим количеством иллюстраций и ярких заголовков. Но пресса, как театр, не умрет еще очень-очень долго.

Существует ли в компании программа лояльности насколько она успешна? Каковы критерии успешности?

Агентство FOTOBANK успешно работает уже 15 лет. За это время нас узнал весь профессиональный рынок СМИ и рекламы. Мы также знаем каждого клиента, не побоюсь этого слова, в лицо. Мы всегда стараемся предложить индивидуальные решения и максимально высокий уровень сервиса. Лояльность в нашем случае поступательно формируется в течение многих лет, это не акции и не программы. Это каждодневный труд каждого сотрудника компании. Если обобщить: лояльность = индивидуальный подход к каждому клиенту.

Часто ли приходится жертвовать личным временем ради бизнеса?

Мне приходилось работать в японской компании – DENTSU-SMART. Там считалось неприличным рано уходить с работы, что традиционно для востока. Сонные японцы часто оставались ночевать на раскладушках и диванчиках в московском офисе. В компаниях европейской направленности (а FOTOBANK работает с Европой и Америкой, т.к. являемся эксклюзивными представителями Getty Images в России и СНГ), считается, что если ты не успеваешь исполнять свои обязанности в рабочее время, — ты не умеешь планировать. Мне этот подход однозначно нравится больше. Хотя некоторые аспекты работы, такие как, к примеру, присутствие в соцсетях, очень часто занимают моё время и в выходные, и в праздники, и в отпуске. Во-первых, потому, что это интересно и я очень люблю наш многогранный продукт. Во-вторых, потому, что это та жизнь, из которой попросту нельзя выключаться.

МаркЕтинг или мАркетинг? :)

Интересный вопрос. Я заканчивала МГИМО, кафедра «Менеджмента и мАркетинга» факультета МЭО. Профессор Ноздрева Раиса Борисовна (благодарность за всё и низкий поклон) на экзаменах по «Международному мАркетингу» снижала оценку на балл тем, кто смел произнести «маркЕтинг». Так говорят те, кто носит докУменты в пОртфеле. Слово «мАркетинг» – заимствованное и более правильно употреблять его с исконным ударением.

Агентство FOTOBANK — первая и крупнейшая в России и СНГ универсальная библиотека фотоизображений, видеоматериалов и музыкальных произведений, готовых к использованию в производстве рекламы, телепрограмм, музыкальных клипов, художественных и документальных фильмов и для публикации во всех типах СМИ.

Comments

comments

  • Julia Lavina

    В отдел маркетинга сложно попасть..мне интересно, с какой позиции начинала героиня статьи в начале своей карьеры?

  • Любовь Жуковская

    Добрый день, Юлия. Я начинала в отделе продаж рекламы нового издания о личных финансах. Работая там, я участвовала во всех маркетинговых и PR-акциях, поскольку у меня были знания и желание этим заниматься.

  • Julia Lavina

    Спасибо за ответ. Как я понимаю, зачастую отдел продаж — отправная точка во многих компаниях..

  • Любовь Жуковская

    Одна моя знакомая хантерша говорила, что если её просят найти пиар-менеджера или рекламного менеджера, ей более интересны те, кто пришли в пиар и рекламу из продаж, а не из журналистики. Когда умеешь продавать продукт, легче научиться эффективно его продвигать. Работая в продажах, видишь всю цепочку процессов в компании.

  • Julia Lavina

    Да, соглашусь.
    Благодарю за обратную связь.

  • Любовь Жуковская

    Спасибо Вам за интерес :)

  • Anna

    Любовь! Спасибо за очень интересное интервью с реальными ответами.