Создание сайта в условиях сжатого бюджета – на чем не стоит экономить

Продолжаем рубрику Digital Marketing.

Вполне типичная ситуация, особенно для бурно развивающейся молодой компании — нужен сайт, бюджет заставляет желать лучшего. Что сделать, на чем можно сэкономить, а на чем экономить категорически нельзя? Давайте пройдем по стадиям разработки сайта и посмотрим, как можно «срезать косты» на каждой из них.

Требования

Первое, с чего должно начинаться создание любого сайта и о чем забывает или не знает 90-95% заказчиков сайтов, это разработка требований (описание того, как сайт будет взаимодействовать с посетителями, как работа сайта вписана бизнес-процессы и как сайт помогает бизнесу). Собственно, требования определяют то, каким функционалом будет обладать сайт и как он будет работать на бизнес. Соответственно, на требованиях экономить категорически нельзя (в разумных пределах, конечно же).

Кто-то должен эти требования подготовить. Если мы говорим про очень ограниченный бюджет, скорее всего, речь о приглашенном консультанте не идет. Наиболее логично подготовку требований возложить на маркетинговое подразделение.

Сотрудник, ответственный за подготовку требований, прежде, чем излагать собственные идеи, должен будет провести ряд встреч с разными сотрудниками, заинтересованными в эффективной работе сайта и собрать информацию, на основе которой он сможет сформировать требования и представить их на утверждение руководству компании. И главное, на чем не следует экономить на этой стадии — время этого сотрудника и доступ к коллегам.

Техническое задание, исполнители, CMS

Следующая стадия — разработка технического задания, подбор исполнителей и CMS. По идее, это три шага. Но на практике, все три выполняются одновременно в процессе нескольких итераций.

Вопрос студия или фриланс (как и вопрос выбора подрядчика) уже рассматривался, поэтому останавливаться подробно не будем. Отметим лишь, что для низкобюджетных проектов при должном уровне управления проектом со стороны заказчика использование фрилансеров является вполне оправданным шагом (кстати, в этом смысле для поиска подрядчика интересен реурс webprofessionals.ru).

Вопрос мобильной версии сайта также можно отложить, лишь заложив в ТЗ возможность перевода сайта на мобильную платформу в дальнейшем (что на самом деле, не является сложной процедурой и может рассматриваться как один из следующих этапов в развитии сайта).

CMS — однозначно, бесплатная. Если вы не запускаете интернет-сервис, то на первых порах в 99% случаев вам незачем тратить деньги еще и на CMS.

Итак, имея требования, ограничения к исполнению в виде использования бесплатной CMS и возможности создания мобильной версии сайта, можно приступить к разработке технического задания. В принципе, у любого заказчика сайта есть соблазн выдавить ТЗ из подрядчика бесплатно. И это ошибка. Подрядчик все равно закладывает стоимость ТЗ в смету. Даже если он вам эту строчку не покажет, будьте уверены, стоимость ТЗ там есть. Ваша задача, как квалифицированного заказчика, вывести ТЗ в отдельную работу и сделать так, чтобы ТЗ работало на вас, а не подрядчика.

Вы можете спросить — каким образом техническое задание на сайт работает на подрядчика. Очень просто — если ТЗ разрабатывается без вашего участия и содержит лишь формальности, позволяющие сдать работу на основе сверки — “вот пункт в ТЗ, вот это реализовано на сайте”, вы можете получить сайт, не соответствующий вашим требованиям, или уйти в долгий и непродуктивный процесс “разборок” с подрядчиками. Тщательно проработанное ТЗ в соответствии с требованиями снижает ваши риски и возможные непредусмотренные бюджетом расходы.

Функционал сайта и дизайн

Еще один момент, на который следует обратить внимание, — возможности реализации требуемой функциональности за счет стандартных плагинов и минимизация кастомизации сайта. Для первых этапов жизни компании, вопрос использования стандартных решений может относиться и к дизайну. Подобный практичный подход стал уже стандартом для малого бизнеса, например, в США.

Если все же делать индивидуальный дизайн для сайта, необходимо пройти ряд последовательных шагов, которые позволят снизить количество итераций в работе и, в конечном счете, снизят стоимость работ:

  • Подбор референсов. Примеры дизайна, которые покажут дизайнеру какие цветовые и стилистические решения нравятся человеку, который будет принимать дизайн.
  • Прототип. Прежде, чем разрабатывать визуальное оформление, дизайн должен учесть структуру сайта и юзабилити. Отработать их до перехода к визуальному оформлению поможет прототип — простой макет «без дизайна», демонстрирующий расположение элементов на странице.
  • Визуальное оформление (которое, собственно, обычно называют дизайном, хотя дизайн сайта — это не только визуальная часть, но и проектирование сайта в широком смысле этого понятия).

Контент

Контент. В первый раз вопрос контента всплывет на стадии разработки требований. Тогда же необходимо понять, как будет происходить его производство и проработать соответствующий бизнес-процесс. При правильном подходе к организации работ можно получить некоторую экономию на текстах, если их отдать на аутсорсинг фрилансеру. Но если речь идет о технически сложном контенте, от такой экономии, возможно, есть смысл отказаться — ошибка может стоить дороже.

Вообще, темы контента и дизайна, очень емкие для того, чтобы осветить их в одной обзорной статье. Поэтому, мы обязательно вернемся к ним в следующих публикациях.