Что лежит в основе маркетинга?

Работая в разных компаниях — от стартапа до крупного холдинга, чему я удивлялся, так это тому факту, что все они делают одну и тоже ошибку. А именно, отсутствию отдела Маркетинга. Данный отдел, даже если есть, то он занимается всем, чем угодно, кроме Маркетинга!!!

Порой, в крупной компании, отдел Маркетинга играет большую роль и, соответственно, тратит большую долю бюджета, и очень часто возникает большой конфликт, между Маркетингом, который говорит, что он обеспечивает и рекламу, и привлечение клиентов в отдел Продаж, который искренно считает, что он всем обеспечивает зарплату. От этого стереотипа, ни одна компания не смогла избавиться.

По Маркетингу написано большое количество книг, есть множество тренингов. Не могу сказать, что они все неправильные или там все написано и сказано ни о чем. Скорее наоборот — все очень полезно и ценно, но я до сих пор не могу понять, почему все эти компании так и не смогли разглядеть простую истину — Продажи и Маркетинг, это неотделимые части процесса продаж, нет продаж без маркетинга, и нет маркетинга … тут я загнул скорее нет маркетинга — нет продаж, на этом пока акцентирую ваше внимание.

Давайте вспомним, что такое Маркетинг — корень слово Маркет (market — рынок), по сути изучение рынка. Кто нибудь из Вас видит тут слово реклама? Я нет.

Данный вопрос очень важен, и понятие Маркетинга должно измениться. в России пока не получается быстро, но уверен с вашей помощью, мы сможем вылечит всех от этой болезни.

Маркетинг — это не реклама (Контекст, SEO, и т.д .и т.п.), и это не в коем случае не PR)

Продолжение

От редакции: Сухель считает, что маркетинг — это, прежде всего, изучение рынка. А как по вашему мнению — что должно быть основой маркетингового процесса в компаниях?

Comments

comments

  • Мне кажется статья поверхностная.

    1. Разумеется, маркетинг и продажи связаны, но и они не висят в воздухе и связаны, и с финансами, и и с производством и тп. Нельзя выделять тот или иной процесс как самый важный. Даже разговоры об этом – поверхностный подход.

    2. Противоречие между маркетингом и продажами это баян баянский. Противоречия бываю между *любыми* смежными подразделениями. Между маркетингом и техническими службами, между продажами и бухгалтерией. От руководителей компании зависит будут ли конфликты и насколько продуктивные.

    3. И маркетинг, и продажи включают включают разные функции . Изучение рынка одна из функций маркетинга, не более того.

    4. Маркетинг, это в том числе и реклама и, в некоторых случаях, PR. Ничего ужасного.

    5. Наличие отдела маркетинга отнюдь не говорит о наличии маркетинга, и наоборот, отсутствие такого отдела не говорит о том, что маркетингом никто не занимается (скорее наоборот).

    6. Не маркетинг надо лечить в России. Весь менеджмент так себе, маркетинг просто часть его.

  • Evgeniya

    Маркетинг, на мой взгляд, это не функция и не подразделение в рамках организации. Это особый подход к управлению бизнесом, когда компания принимает решения, ориентируясь на рынок.

    Начиная с этапа разработки продукта, который будет отвечать потребностям потребителя. Это определение цены не исходя из расходов (хотя, конечно, они важны), а исходя из приемлемой цены по мнению рынка. Маркетинг — это и репутация компании на рынке труда, когда не вы ищете людей, а они идут к вам, потому что наслышаны о вас и знают, что у вас хорошо.

    То есть маркетинговый подход могут использовать все, от инженера, который подумает, а удобно ли будет потребителю пользоваться этой вещью, до HR-службы, которая не забудет позвонить кандидату, который не прошел отбор, чтобы сообщить о результатах.

    В крупных международных компаниях маркетинг это топ-менеджмент, у нас же это обслуживающее подразделение, которое что-то там делает непонятное, а еще требует непомерных затрат. И как правило, весь маркетинг ограничивается чисто рекламой или продвижением, то есть краткосрочными мерами. О таких вещах, как формирование лояльности, работа на репутацию бренда, мало кто задумывается.

    Анализ рынка это один из инструментов при приеме решений, если компания опять же ориентируется на рынок. В анализ рынка входит не только анализ потребителей, это и конкурентный анализ, и анализ макроэкономических факторов, всей среды, где действует фирма, даже налоговое законодательство.

    И я согласна с Leo Moses, что пиар и реклама это составные части маркетинга, его инструменты. И то, что нет слова реклама в слове рынок, это ни о чем не говорит. Реклама это способ воздействия на аудиторию.

  • Pingback: Спойлеры | Виктор Копченков()

  • Zakkar

    Спасибо за комментарий, на самом деле я написал именно в таком стиле, чтобы увидеть реакцию … далее я продолжу тему.

  • Evgeniya

    Будет интересно услышать продолжение. И это хорошо, что руководитель отдела продаж понимает, как важно изучать рынок, ведь именно менеджеры по продажам имеют прямой доступ к потенциальным или существующим клиентам, и могут помочь отделу маркетинга в процессе анализа рынка. Провести, как это называется, полевые исследования, причем вставать и идти заказывать дорогостоящий анализ у профессионалов не надо, вот они потребители на телефоне.

  • Мне нравится определение, данное Джоном Джатш (John Jatsch) в очень хорошей книге Duct Tape Marketing. Он определил маркетинг как
    «Дать нуждающимся людям шанс узнать, полюбить и поверить в Вас». В оригинале:
    “Getting people who have a specific need or problem to know, like and trust you.”
    А пмар, реклама — это производные от для построения отношений между потребителем и производителем.

  • Анна

    Проблема в российских компаниях, на мой взгляд, в том, что чаще всего маркетинг и продажи как раз таки четко не отделены. Один человек в компании может заниматься и тем, и другим одновременно, не очень понимая различия. В то время как на Западе независимо от размера бизнеса, каждый сотрудник имеет четкие функции, и если это маркетолог — он занимается исследованием рынка и продвижением продукции/услуги, а менеджер по продажам работает с клиентами. И, конечно, процессы маркетинга и продаж не отделимы друг от друга, как, впрочем, и все процессы в компании. Для согласования деятельности между людьми или отделами создается атмосфера взаимодействия. В России проблема, мне кажется, в становлении, настройке и поддержании самих процессов продаж и маркетинга. Процессы до этапа внедрения должны быть сначала разработаны конкретно для компании с учетом специфики бизнеса. Либо можно воспользоваться стандартными моделями, например CRM. Вместе с этим процессы должны быть описаны и согласованы с руководством, затем адекватно восприняты сотрудниками и только потом внедрены. Все это, конечно, занимает время, но только так можно добиться понимания всеми общей цели компании, и максимального отсутствия разногласий в определениях и действиях сотрудников/отделов.