Интервью с директором по маркетингу: Наталия Дегтярева

Какие основные KPI Вы используете для оценки эффективности маркетинга?

Наталия ДегтяреваКонечно же главная конечная цель работы отдела маркетинга, как впрочем и любого другого отдела любой коммерческой компании, – получение прибыли. Мы занимаемся продвижением продуктов компании на рынке B2B, который характеризуется длительным циклом продаж и сложным процессом принятия решений о закупках. В этих условиях основная задача моего отдела – генерить постоянный поток обращений в компанию через телефон, сайт или мероприятия, который впоследствии обрабатывается отделом продаж. Уровень этого потока и является основным KPI маркетингового отдела.

На какие основные критерии Вы обращаете внимание при подборе сотрудников в отдел маркетинга?

Мы работаем на быстрорастущем высокотехнологичном рынке, где все очень динамично меняется, и те подходы к работе, которые выработаны на сегодняшний день, через год могут уже совсем не вписываться в реалии. Эта специфика накладывает определенные требования ко всем сотрудникам компании в целом, и отдела маркетинга в частности. Безусловно, в первую очередь я оцениваю профессиональные качества и компетенции людей, но без таких личных качеств как коммуникабельность, умение работать в условиях многозадачности и расставлять приоритеты, стремление брать на себя ответственность работать в маркетинге РНТ будет очень тяжело. В некоторых случаях я готова прощать людям отсутствие значимого опыта работы в сфере маркетинга в пользу вышеперечисленных личных качеств.

Надо ли получать маркетинговое образование? Если да, то почему, если нет, то почему?

Конечно, очень желательно, чтобы человек был теоретически подкован и знал хотя бы базовые основы маркетинга. Но в маркетинге на ИТ-рынке гораздо более ценно хорошее техническое образование, которое развивает в человеке такие качества, как умение быстро разобраться в поставленной задаче, быстро найти оптимальные способы ее решения. Эти навыки позволяют осваивать практически любые новые области в бизнесе, в том числе и маркетинг, а в сфере ИТ это еще и помогает хорошо изучить продукт, понимать принципы его работы и технологические преимущества.

Назовите наиболее важные и часто встречающиеся задачи, которые приходится решать менеджеру по маркетингу в вашей компании.

Наиболее распространенная задача – управление проектом, когда для реализации маркетинговой кампании необходимо привлекать другие подразделения компании, координировать взаимодействие с ними, ставить задачи и контролировать сроки исполнения. То же самое касается и работы с внешними подрядчиками.

Есть ли маркетинг без бюджета?

На протяжении моей карьеры в маркетинге у меня было несколько ситуаций, когда приходилось «двигать» компанию практически при нулевом бюджете. В этой ситуации очень помогает креативность мышления, и иногда можно генерить очень неожиданные, но эффективные вещи. Массу возможностей для продвижения при минимальных бюджетах сейчас предоставляет Интернет, а сфера Public Relations вообще изначально по определению подразумевает коммуникации со СМИ на бесплатной основе.

Какие маркетинговые инструменты вы не будете использовать по личным этическим соображениям?

Черный пиар конкурентов, хотя в нашем сегменте это довольно распространенная вещь. Некоторые компании, используя подобные инструменты, не понимают, что таким образом просто расписываются перед рынком в своей неспособности конкурировать с помощью своих технологических достижений, маркетинга и практического опыта внедрения проектов.

Используете ли инструменты SMM и на основе каких показателей оцениваете их эффективность?

Мы живем в эпоху высоких технологий, Интернета, социальных сетей, и как высокотехнологичная компания не можем уделять мало внимания методам продвижения наших продуктов посредством Интернет. Так как Интернет-аудитория сильно размыта, традиционно считается, что продвижение в социальных медиа эффективно исключительно в сегменте B2C, однако мы развиваем это направление в большей степени не как инструмент привлечения новых клиентов, а для решения задач укрепления бренда и установления постоянного позитивного контакта с существующими клиентами и партнерами компании. Конечно, оценивать эффективность этого метода продвижения на нашем рынке очень сложно.

Как изменится среднестатистический потребитель в России через 5 — 10 лет?

Он будет создавать спрос на функциональные продукты, которые внутри могут быть технологически очень сложными, снаружи — очень просты и удобны в использовании, это продукты, которые помогут потребителю экономить время и деньги, чувствовать себя комфортно в условиях бешенного темпа жизни.

Часто ли приходится жертвовать личным временем ради бизнеса?

Одна из самых насущных проблем – поиск work-life balance. К сожалению, пока часть work перевешивает, но я не отношусь к этому как к жертве.

МаркЕтинг или мАркетинг? :)

МаркЕтинг мне ближе.

Наталия о себе и своем месте работы

Около 10 лет работаю в маркетинге на ИТ-рынке, с 2009 года по настоящее время — директор по маркетингу в ОАО «Русские Навигационные Технологии” (РНТ) (www.autotracker.ru) — лидере российского рынка систем ГЛОНАСС/GPS мониторинга транспорта. РНТ — первая российская венчурная компания, прошедшая классический путь развития от студенческого стартапа до выхода на IPO. РНТ сегодня – это более 150 000 транспортных средств, оборудованных системой мониторинга транспорта АвтоТрекер, около 100 дилеров в 50 регионах России и странах СНГ, присутствие в 20 зарубежных странах.

Comments

comments

  • «Наиболее распространенная задача – управление проектом» — это самое неожиданное и сложное для маркетолога в изначально крохотной, но растущей компании, когда неожиданно приходится управлять не процессом, а проектами. И тогда ты превращаешься из менеджера по маркетинга в руководителя проектами.

  • не понял проблему, если честно — маркетинг — это сплошь проектная деятельность

  • Алексей Гришко

    Не могу согласиться с Виктором, мне представляется, что в ситуации с маркетингом все ровным счетом наоборот. Маркетинг — это вовсе не «сплошь проектная деятельность», маркетинг — это текущая, плановая и системная деятельность по большей части (например, цикл исследования-анализ-планирование-реализация), а отдельные проекты — «случаются» время от времени.

    Улыбнуло рассуждение Натальи о ценности «технического образования в маркетинге». Этот стереотип встречается очень часто и мог бы считаться курьезом, если бы не приводил иногда к серьезным негативным последствиям для бизнеса. Согласитесь, утверждать, что человек с базовым техническим образованием отличается большей сообразительностью и обучаемостью, не совсем правомерно. Все-таки эти качества зависят, скорее, от общего интеллектуального уровня человека и его личностных особенностей, чем от конкретного образования. Но важнее другое, маркетинг — это не только анализ (и не только статистический), но и синтез (и не только чистый креатив). А в плане синтеза у (широко эрудированного) гуманитария больше преимуществ перед (узко заточенным) технарем. Хотя все, конечно, индивидуально :)