Разработка мобильной версии веб-сайта

Недавно мы совместно с порталом webprofessionals.ru провели опрос по поводу мобильных версий сайтов. При том, что значительная часть мобильный интернет становится все популярнееответивших не считают необходимым создавать мобильную версию сайта, видно что примерно для четверти респондентов вопрос актуален уже сейчас или станет актуальным в обозримом будущем.

Необходимость использования мобильных сайтов компаниями стала реальностью

По состоянию на октябрь 2011 года, Google приводит данные, согласно которым в России:

  • Около 40 млн. пользователей мобильного интернета.
  • Доля активных абонентов передачи данных в Москве и Санкт-Петербурге составляет около 40% общего населения.
  • 28% населения России – активные пользователи передачи данных.

Таким образом, почти треть пользователей Рунета выходит в Сеть через мобильные устройства. С учетом того, что мобильные устройства — это “новые компьютеры” и их роль будет только расти, кажется, что появление мобильного сайта стало реальностью. Однако, не все так просто.

Прежде, чем заказывать мобильную версию сайта, убедитесь, что она вам действительно нужна

  • При заказе мобильной версии вы можете пребывать в иллюзии, что раз есть основной сайт — большая часть работы проделана и создать мобильную версию будет не так уж и сложно. Это заблуждение. Технически, действительно, разработка мобильной версии не является проблемой. Однако, разработка действительно приносящего пользу мобильного сайта должна опираться на исследования — а это ваше время, ваши ресурсы. Даже если подрядчик поможет вам с техническими деталями или предоставлением каких либо цифр — все равно, конечное решение за вами и, следовательно, анализ ситуации.
  • Посмотрите — доступен ли основной сайт для мобильных устройств? Оцените мобильный трафик на вашем текущем сайте. Каков процент пользователей заходит на него с мобильных устройств?
  • Как обстоят дела с мобильными сайтами у конкурентов? Почему у них есть мобильные сайты или почему их нет? Какие задачи решают или могут решать мобильные сайты в вашей отрасли? Будет ли оправдан мобильный сайт с точки зрения бизнеса?

Оцените потребности пользователей и поймите как вы будете использовать мобильный сайт

Основные вопросы, ответы на которые вам нужно знать:

  • Почему пользователи захотят зайти на ваш сайт при помощи мобильного телефона или смартфона, какие задачи они решают на мобильном сайте (им нужно посмотреть адрес, узнать последние новости, уточнить информацию о продукте, …?).
  • Какая информация на сайте должна быть доступна в первую очередь?
  • Какие функции сайта нужны посетителями больше всего?
  • Что не нравится мобильным пользователям?
  • Какие мобильные устройства используются для просмотра сайта — какие разрешения экранов, каково разделение между “портретной” и “ландшафтной” ориентацией экранов, какие браузеры используют.

Теоретически, ответить на все вопросы эти могут ваши подрядчики. Особенно, в том, что касается используемых устройств, браузеров и тенденций развития мобильного интернета. Но ни одна команда разработчиков не может знать ваш бизнес так, как вы. Ни одна студия не может знать ваших потребителей так, как вы. И никто кроме вас не сможет направить усилия разработчиков на то, чтобы создать не просто сайт, но инструмент, отвечающий запросам ваших клиентов и работающий на ваш бизнес.

Установите рамки проекта

Кажется очень заманчивым сделать все и сразу. Однако, слишком большие проекты требуют слишком много усилий, слишком часто срываются и нуждаются в усилиях по их поддержке. Поэтому лучше внести в бриф основные функции мобильного сайта и совместно с подрядчиками реализовать их.

По мере накопления опыта можно будет вносить коррективы и дополнять сайт новым функционалом.

Чек-лист — что должен показать ваш подрядчик

  • Учет контекста.
    Мобильный сайт, скорее всего, будет использоваться в условиях, отличных от условий работы с вашим основным сайтом. Посетитель может быть в метро, кафе или на деловой встрече. Скорее всего, его внимание будет отвлекать еще что-то. И, при этом, ему нужно понять информацию, показываемую на маленьком экране и набранную мелким шрифтом.
    Вывод прост — убрать с экрана все лишнее. Убедитесь, что на сайте нет ничего, что будет отвлекать посетителя от его главной задачи. Убедитесь, что убрано все, что может помешать.
  • Убедитесь, что ваш сайт отражается при разных разрешениях экранов
    Огромное количество устройств имеют самое разное разрешение экранов. Кроме того, многие смартфоны позволяют менять ориентацию экрана с “портертной” на “ланшафдтную”. Прежде, чем запускать сайт, проверьте, чтобы он правильно отражался на разных мобильных устройствах.
  • Удобство навигации на сайте
    Ваши посетители будут перемещаться по сайту, используя сенсорные экраны и клавиатуру. Кроме того, врядли они смогут пользоваться выпадающими меню, как на “обычных” сайтах. Проверьте следующие моменты

    • Число уровней в разделах и число пунктов меню должны быть сокращены до минимума.
    • Наиболее важная информация должна располагаться вначале, чтобы до нее можно было добраться без прокрутки и переходов по ссылкам.
    • Размеры кнопок должны быть такими, чтобы человек мог нажать их пальцем.
    • Ссылки также должны быть выполнены так, чтобы можно было кликнуть прикосновением пальца.
    • Минимизация вводимой информации
      В сравнении с компьютерами мобильные устройства плохо приспособлены для ввода информации и на сайты с них заходят скорее для потребления контента, чем для его создания. Но если все же пользователь должен ввести какую-то информацию на сайте, объем вводимой информации должен быть минимальным — короткие ссылки лучше длинных, автозаполнение обязательно, чем меньше полей в формах, тем лучше и т.п. Убедитесь, что эти принципы соблюдены, попробуйте сами зарегистрироваться на сайте или заполнить форму.
  • Минимизация трафика
    Мобильный интернет все еще довольно дорог для многих пользователей. К тому же, скорость мобильного интернета оставляет желать лучшего. Убедитесь, что приняты все возможные меры по минимизции трафика.
  • Перед запуском мобильного сайта “в жизнь” убедитесь, что там нет багов.
    В идеальном случае, код сайта должен соответствовать стандартам W3C. Но, как минимум, есть смысл протестировать мобильный сайт в различных браузерах и лично убедиться, что все работает.