Программа digital стартапа – это лишь начало. Интервью с Аркадием Морейнисом

Завершает нашу серию интервью о digital стартапах в России Аркадий Морейнис,
главдиректор компании Главстарт. Аркадий рассказал нам Аркадий Морейнисоб особенностях российских стартапов, поделился соображениями насчет основных проблем российских digital стартапов и видением будущего мобильных приложений и веб-проектов.

В чем, на ваш взгляд, заключаются главные отличия стартапов в российском e-commerce и веб-разработке от западных?

Аркадий Морейнис: Тяжело сказать про разницу. Если смотреть на американские стартапы, то многие из них очень похожи на аналогичные российские стартапы. Т.е. по идеям серьезной разницы нет. Наверное, одно из главных отличий состоит в исполнении, в реализации проектов. В той остальной активности, которая идет вокруг проекта. Давайте не забывать, что сделать стартап это не программу разработать. Разработка программы это 20% всех проблем. Все остальное – это набор партнеров, аудитории, удержание партнеров и аудитории, проведение мероприятий для получения того, что называют модным словом «attraction», т.е. получения каких-то результатов в аудитории, деньгах, клиентах и т.д. Поэтому основная разница заключается в том, что на Западе стартапы понимают, что самое главное это attraction, а у нас до сих пор думают, что самое главное это программу разработать. Иногда даже получаешь письма, в которых написано «у нас все есть, осталось только набрать клиентов и аудиторию» – это означает, что на самом деле нет ничего.

Какие стартапы из вашей практики больше всего запомнились? Какие достигли самых значительных успехов, и в чем заключается причина их успеха?

Аркадий Морейнис: Успех бывает разным. Например, у нас есть проект, по которому недавно был подписан контракт. Это проект «Море Салонов» – система онлайн записи в салоны красоты. В него инвестировал купонный сервис КупиКупон. Успех этот понятен, потому что у этих сервисов хорошая синергия. Клиенты купонных сервисов часто жалуются на то, что покупатели купонов приходят все сразу, в результате у них плохая лояльность. Как раз сервис «Море Салонов» позволяет эти проблемы решать. Во-первых, клиенты записываются на определенное, заранее согласованное время. Во-вторых, все данные по клиентам попадают в CRM, с помощью которых владельцы салонов могут управлять лояльностью этой аудитории. Это первый успех.

Хотелось бы упомянуть еще один успешный проект. В Нью-Йорке 19-20 мая проходила конференция TechCrunch Disrupt NY 2012, на которой был представлен наш проект TagBrand. И это успех другого рода. На моей памяти, это единственный российский стартап за последнее время, который был отобран для подобного мероприятия. Т.е. проект был замечен и оценен по исполнению, идее и другим параметрам на высоком международном уровне, что называется, по гамбургскому счету.

Как вы видите вектор развития веб-стартапов? Какие существуют тренды и возможности?

Аркадий Морейнис: Вектор таков: стартапов будет появляться все больше и больше, потому что границы между компьютером и мобильным приложением на самом деле уже сейчас довольно зыбкие. С появлением планшетов вообще уже непонятно, что такое компьютер, что такое телефон, что такое смартфон. Т.е. вектор очень простой: все будет мобилизироваться, все будет доступно отовсюду, с любого устройства. Если в холодильники или микроволновки будут встраиваться такие устройства, то скоро будет доступно и с них. Иными словами, границы между мобильными и не мобильными приложениями не будет.

За последний год начали чаще появляться веб-стартапы в крупных компаниях (например, e5 — проект Перекрестка, Enter — проект акционеров Связного). Стоит ли ожидать более массового внимания к теме нового бизнеса в сети?

Аркадий Морейнис: Конечно, ведь все больше и больше людей начинают использовать интернет и для покупок, для продаж, общения и т.д. Поэтому дорога и всех только одна – в интернет. Просто крупные компании, как более неповоротливые игроки, обычно начинают следовать тренду, т.е. когда тренд уже совершенно конкретный и четкий.

Поделитесь своим опытом, каким параметра должен соответствовать стартап, чтобы в планируемый срок выйти на окупаемость и приносить прибыль?

Аркадий Морейнис: Здесь основная проблема даже не выйти на окупаемость, основная проблема – ожить. Основная проблема стартапов, которая сейчас есть, это то, что они не в состоянии за короткое время что-то сделать, чтобы проверить свою идею. И это самая главная проблема. Т.е. одни пытаются долго-долго делать качественный продукт, в уверенности, что он будет востребован пользователями именно в таком виде, но на самом деле такого не происходит практически никогда. Надо идти итерациями, а этого не умеет практически никто.

Посоветуйте нашей аудитории источники стартаперского вдохновения и внешнего опыта.

Аркадий Морейнис: Источник стартаперского вдохновения – реальная жизнь. Надо уметь решать реальные проблемы реальной жизни, а не придуманные. Поэтому источником вдохновения может служить только реальная жизнь, а не придуманная теория о том, что пользователю это будет нужно.

WebProfessionals