Ваше здоровье! О запрете на рекламу алкоголя

С 23 июля 2012 года в России вступили в силу изменения в федеральный закон «О рекламе», вносящие дополнительные ограничения на рекламу алкогольной продукции. Запрет распространяется на телевидение, радио, интернет, транспорт и уличные рекламные щиты. До 1 января 2013 года реклама будет разрешена лишь в печатных СМИ (за исключением первой и последней страниц). В рекламных доходах центральных газет и журналов на долю рекламы алкоголя приходится примерно 4%.

perfection

Напомним, что реклама алкоголя и до принятия изменений была запрещена, в частности, в YouTube (на этот ресурс распространяются правила, установленные Google), а также в социальной сети «ВКонтакте».

Налив себе в стакан благородного и дорогого напитка крепостью примерно 40%, мы решили не рассуждать о пользе или вреде запретов на рекламу алкоголя для населения (хотя лично у нас есть сомнения в том, что россияне, лишенные возможности созерцать рекламу алкоголя, перестанут употреблять напитки крепче кефира). Давайте поговорим о том, как смогут действовать маркетологи сильных алкогольных брендов или сетей по продаже алкоголя. Им-то головной боли точно прибавится: ограничений в деятельности все больше (не забываем про возросшую на 20% с 1 июля ставку акциза на крепкий алкоголь), а план продаж выполнять надо. Это бизнес, а не желание споить население, которое с этой «задачей» само прекрасно справляется.

Куда бежать?

А бежать, собственно, и некуда. После того, как стало известно о вводимых ограничениях на рекламу в интернете, первой стала мысль о регистрации сайтов в доменных зонах иностранных государств. Однако Федеральная антимонопольная служба уже в начале августа пояснила, что реклама спиртных напитков в зонах .com, .org, .net и других будет считаться нарушением закона, если сайт является русскоязычным (об этом сообщила газета «РБК Daily»). Информационные и аналитические материалы, посвященные алкогольному рынку, рекламой не считаются. Ровно как и информация об ассортименте продукции, размещенной на сайте производителя алкогольной продукции или оптовика.

Маркетологи не сдаются

Возможно, что именно сложившаяся «экстренная» ситуация станет звездным часом для маркетологов, работающих на алкогольном рынке.

Именно сейчас наступает время продемонстрировать индивидуальный подход к потребителю и создать соответствующие информационные каналы взаимодействия с ним. Тут стоит обратит внимание на рекламу в точках продаж – она (пока что) не запрещена. Лично мы с удовольствием воспользовались бы интерактивными панелями в винных отделах супермаркетов, которые предлагали бы определенные напитки, по определённой цене для определенного корпоративного или какого-либо другого ужина.

Маркетологам также стоит обратить внимание на точечную работу с покупателями предлагая им (и разрабатывая) приложения для мобильных телефонов.

Алкогольные напитки пока что могут выступать в качестве призов, если речь идет о каких-либо конкурсах. Здесь маркетологи алкогольных брендов и партнерские рекламные и PR-агентства могут выступать инициаторами ко-брендинговых программ.

СoasterНемаловажную роль смогут сыграть социальные медиа. Например, Facebook открывает пользователям доступ к контенту после вступления в группу. Если (для большей гарантии) публиковать на странице группы информационные и аналитические материалы, то такая группа не подпадет под обновленный закон «О рекламе».

Теоретически и очень осторожно, с проработкой юридической базы, маркетологи алкогольных брендов или агентства, у которых в числе клиентов представлены алкогольные бренды, могут начать индивидуальную работу с блоггерами. Индивидуальные проекты, действительно, могут получиться интересными. Кроме того, блоги пока что не являются СМИ (по крайней мере до достижения определенной ежемесячной аудитории) и в этом направлении можно работать. Не стоит забывать, правда, что в случае выявления нарушения закона «О рекламе» физическое лицо должно будет заплатить штраф размером до 2,5 тыс. руб., должностные лица до 20 тыс. руб., а юридические лица до 500 тыс. руб. Но в этом случае лучше всего проконсультироваться с юристами.

Ссылки на источники и материалы для домашнего чтения