To b2b or not to b2b – быть бизнесу для бизнеса или не быть бизнесу для бизнеса?

Разработка мобильных приложений часто ассоциируется с разработкой игр для массового убивания времени, либо со старт–апами из серии “мы–сделаем–инстаграм–только–круче–и–заработаем–два–миллиарда”. На самом деле существует целое направление разработки полезных мобильных приложений в сфере b2b и улучшения продуктивности. В сфере разработки приложений для повышения продуктивности мир знает примеры в этой области, которые готовы тягаться по популярности с Angry Birds: один Evernote чего стоит. Мы задали несколько вопросов Дмитрию Тарасову, основателю и генеральному директору компании TarasovMobile, который делает мобильные приложения для b2b–рынка и объяснит нам все нюансы.

Дмитрий Тарасов, TarasovMobile

— Дима, скажи, почему вообще ты делаешь не игры, а инструменты? Это особый взгляд на жизнь и принципы, либо просто так сложилось?

— Можно сказать, что это особый взгляд на жизнь. Я уже довольно давно работаю на рынке разработки мобильных приложений, поучаствовал в совершенно разных проектах и пришел к выводу, что хорошо зарабатывать можно занимаясь чем угодно. И играми, и Productivity, и приложениями, которые погоду показывают. Одним из продуктовых направлений Tarasov Mobile я выбрал Productivity, потому что хочу делать продукт для людей, которые предпочитают самостоятельно распоряжаться своим временем, а не ждать, что это сделают другие, пока они играют в Angry Birds. Не то, чтобы я был против разработки игр как бизнеса, просто он мне не интересен.

— Ты делаешь продукт под клиента (классический b2b) или универсальный продукт, который потом продвигаешь разным клиентам? И в том и в другом случае, как происходит поиск клиентов?

— Мы вообще делаем, в первую очередь, B2C, то есть продукт для персонального использования миллионами пользователей по всему миру. Мы не пишем на заказ и не занимаемся интеграцией своих продуктов в предприятия. Наша модель проста: «сделал-продал». Что касается поиска пользователей, то мы используем как стандартные методики продвижения мобильных приложений, так и универсальные методики продвижения любой продукции, заключающиеся в работе с целевой аудиторией. Продаем мы приложения во всем мире, поэтому стараемся использовать любую доступную нам возможность рассказать нашей ЦА о наших продуктах. Подробнее о наших подходах к продвижению и поиску клиентов можно прочитать здесь: http://mobile-rocks.com/2012/04/17/mobile_software_promotion/.

— Что ты думаешь про участие в конференциях и старт–ап–раундах? Помогает ли это в поиске клиентов, либо это просто имиджевая история?

— Если рассуждать исключительно с позиции руководителя компании, которая не пишет на заказ, а продает пользователям свои собственные продукты, то смысла участвовать в конференциях и всяких питчах нет. Основная цель в таком случае — как можно больше продать конечным пользователям, и конференции тут не помогут. Но лично я считаю подобные мероприятия отличным способом завести полезные знакомства, которые рано или поздно могут перерасти в новые начинания. В конце концов, плох тот бизнес, который не стремится расшириться и найти новые возможности. А если уж говорить про типичных B2B-разработчиков, то посещения конференций и выступления на них должны быть вообще прописаны отдельной строкой в маркетинговом плане.

— Если говорить про b2b в его классическом понимании (под конкретного клиента)? Такой рынок в разработке мобильных приложений вообще существует? Что можешь сказать про него?

— Существует, что там уж говорить, если сами SAP имеют мобильное направление? Вообще, мобильные B2B–решения — это излюбленная тема стартаперов. Я уже насмотрелся на различные системы вызова такси через приложение или заказ столика в ресторане через приложение – их, действительно, много и рынок есть. Другое дело, что лично мне не очень интересно делать продукт, изначально создаваемый для компаний. Интереснее делать продукт для людей. Плюс к этому любое B2B-решение, по определению – локальный продукт. Его нельзя с одинаковым успехом продавать по всему миру. Специфика рынка мобильных приложений же такова, что только глобальным продуктам, продающимся по всему миру удается зарабатывать более-менее серьезные деньги. А это уже B2C. Собственно говоря, я не знаю ни одного примера успешного B2B продукта в Mobile, который бы не был придатком к основному бизнесу компании (как в SAP, например).

— Расскажи про продукты вашей компании. Что они из себя представляют, для какой аудитории подходят?

— Исторически сложилось так, что я сам начинал в качестве разработчика под Symbian, было это давно, поэтому у нас есть шлейф из нескольких успешных утилитарных продуктов, написанных для этой платформы. Сейчас же мы работаем над мультиплатформенными сервисами (iOS, Android, Windows Phone, Symbian и Windows 8) Productivity и Fitness тематик. Работаем мы недавно, наиболее известный наш Productivity-продукт – это Хаос-контроль (https://play.google.com/store/apps/details?id=com.tarasovmobile.gtd), средство для приведения дел в порядок и для управления списками задач и проектами.

Хаос-контроль

Подходит для довольно широкой аудитории, от productivity-гиков до людей, которым нужен простой список задач. Также мы запускаем проект Хронометриум – это будет средство тайм-трекинга, позволяющее оценивать временные затраты на различные виды активностей и ликвидировать поглотители времени. Это, кстати, в равной степени и B2C, и B2B продукт. Мы планируем как возможность персонального использования, так и использования на предприятиях.

Timing RocksЕще мы работаем над созданием сервиса в фитнес–направлении, позволяющего на регулярной основе получать информацию о различных физических упражнениях. Это сложный и комплексный продукт, поэтому работу с аудиторией интересующихся фитнесом мы начали с выпуска простого спортивного таймера Timing Rocks! (http://tarasov-mobile.com/productsandservices/timing-rocks/), который поможет набрать нам аудиторию, часть которой потом можно будет пересадить на большой сервис, когда он будет готов.

— Какие мировые кейсы в области b2b и productivity приложений ты можешь привести, как достойные ролевые модели?

— Безусловно, первым делом в голову приходит Evernote. Их пример интересен не только тем, что они создали самый популярный в мире Productivity-продукт, но и тем, что они расширяют поле деятельности, распространяясь и на Offline

Вот это и есть правильный бизнес в моем понимании – когда продукт постоянно развивается и распространяется на смежные сферы. Что касается кейсов b2b мобильных приложений, то, к сожалению, пока что на этом поприще все известные мне кейсы не набрали достаточной критической массы, чтобы можно было не просто считать их достойной ролевой моделью, но и хотя бы понять, что они вообще прибыльные.

— Как ты оцениваешь перспективы b2b и productivity разработки в России?

— Ровно так же, как и перспективы развития рынка мобильных приложений в целом — перспективы есть, но технологии развиваются существенно быстрее компаний, занимающихся мобильной разработкой. Реально на этом рынке массово начнут зарабатывать года через два. Пока это удел единиц.

— Спасибо, было очень познавательно!

Comments

comments