Корпорации монстров

81% потребителей в мире считает, что компании должны быть причастными к решению социальных проблем и проблем окружающей Юлия Митюхинасреды в регионах присутствия (данные исследования Cone Communications, 2011). «Вредные» компании при этом вынуждены делать социальные аспекты своего маркетинга ключевой частью общей бизнес-стратегии.

В мире существует несколько «империй зла», которые, по мнению антиглобалистов и приверженцев здорового образа жизни, изрядно портят жизнь человечеству. Наиболее одиозными при этом считаются Coca Cola и McDonald’s – две компании занимающие первое и седьмое место (соответственно) в рейтинге ста наиболее узнаваемых и дорогих брендов Interbrand 2012. И неважно, что у современного человека есть масса способов навредить собственному здоровью – именно эти две корпорации часто «назначаются» ответственными за многие грехи населения Земли.

Как вы уже можете догадаться, речь сегодня пойдет о социальном аспекте маркетинга вышеупомянутых «вредных» брендов.

Coca Cola

На мировом уровне Coca Cola является активным партнером Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией и участником инициативы RED (инициатива маркетинга на потребительском рынке в целях финансирования борьбы с ВИЧ/СПИДом в странах Африки посредством Глобального фонда). Предполагается, что инвестиции «корпорации зла» в данную программу борьбы с распространением и лечением ВИЧ/СПИДом на данном этапе составят порядка $3 млн. Деньги пойдут на приобретение лекарств и информирование африканцев о методах профилактики болезней.

Сотрудничество с Глобальным фондом – не единственная африканская инициатива Coca Cola. Согласно годовому отчету компании за 2011 год, $6 млн было потрачено в рамках собственной программы Replenish Africa Initiative (RAIN), которая направлена на поддержку водоснабжения и санитарии в Африке. Всего же в период с 2009 по 2015 год программой будет охвачено более 2 млн африканцев, а общие инвестиции составят $30 млн.

$31 млн в течение ближайших трех лет потратит Coca Cola в реконструкцию территории, пострадавшей от землетрясения и цунами в Японии.

В рамках программы Arctic Home при сотрудничестве с World Wildlife Fund Coca Cola помогает защите и сохранению популяции белых медведей (инвестиции составляют более $2 млн).

2011 год для Coca Cola также ознаменовался неожиданным экологическим сотрудничеством с производителем соусов Heinz. В рамках партнерства Heinz будет выпускать свою продукцию в экологичной упаковке PlantBottle, разработанной Coca Cola. Ключевой компонент растительного сырья, из которого такая бутылка состоит на 30%, получается при помощи технологии из содержащихся в растениях натуральных сахаров.

В России Coca Cola имеет многолетний опыт сотрудничества с Эрмитажем (инвестиции на сегодняшний день составляют порядка 35 млн рублей). Так в 1993-1996 годах с помощью компании была создана лаборатория темперной живописи. С 2007 года компания приступила к реализации совместного проекта «Музей XXI века». Результатом данного проекта станет завершение реконструкции Главного штаба и торжественное открытие «Музея XXI века» в 2014 году, приуроченное к 250-летию Эрмитажа. Культурологи и музееведы считают проект беспрецедентным.

Кроме того, компания имеет долгосрочное сотрудничество с благотворительным фондом «Новые имена», выступает партнером центра для одаренных детей-сирот и детей с ограниченными возможностями «Дети Марии» и партнером фонда Чулпан Хаматовой и Дины Корзун «Подари жизнь».

Нельзя не упомянуть «спортивные» заслуги компании. В обзоре, посвященном спонсорам Олимпиады 2012 года в Лодоне (http://marketing-in-russia.ru/2012/2840), мы писали, что Coca-Cola продала 23 миллиона единиц напитков, 75% из которых были пониженной и нулевой калорийности. Вся упаковка для напитков изготовлена из полностью перерабатываемого материала. Напомним также, что Coca Cola имеет статус официального партнера зимней Олимпиады 2014 года в Сочи.

McDonald’s

McDonald’s – еще одна глобальная компания, продукцию которой не всегда можно отнести к категории здоровой. Хотя, напомним, что в канун Олимпиады представители McDonald’s заявили о том, что компания проинвестировала в модернизацию рецептуры, сократив количество соли в блюдах, а также добавив в меню овсяную кашу, сендвичи в лаваше, салаты и фрукты.

Но кроме изменения рецептур и меню, компании принадлежит ряд значимых инициатив:

«Дом Рональда Макдональда» — международный благотворительный фонд помощи детям, основанный в 1984 году для помощи детям с ограниченными возможностями здоровья – один из масштабных социальных проектов компании McDonald’s. С момента образования фонда более $420 млн было направлено на различные виды медпомощи и психологической поддержки детям всего мира.

В России «Дом Рональда Макдональда» присутствует с 1995 года и ведет несколько проектов. В частности, Центр Рональда Макдональда занимается бесплатными физкультурно-оздоровительными программами для детей с ДЦП, нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и т.д.

Еще один известный в России проект фонда – «Семейная комната», который направлен на создание условий для проживания на территории больниц детей и их родителей в случае необходимости длительного лечения. Первая «Семейная комната» открылась в 2004 году при Институте детской онкологии в Москве. На сегодняшний день работает 12 «Семейных комнат» в различных городах России. В конце августа 2012 года началось строительство первого семейного комплекса в Казани. Комплекс будет построен на территории Детской республиканской клинической больницы, и проживание для родителей и детей будет бесплатным.

С 2010 года в Санкт-Петербурге, Ярославле и Казани была открыта региональная образовательная программа Благотворительного фонда «Дом Роналда Макдоналда». Эта программа предназначена для специалистов по адаптивной физической культуре.

Кроме того, «Дом Рональда Макдональда» регулярно занимается закупками оборудования для больниц, детских домов, интернатов и других детских учреждений.

Если вернуться к глобальным инициативам McDonald’s, то имеет смысл упомянуть о том, что впервые в этом году на Олимпиаде 2012 в Лондоне компания провела различные мероприятия для 200 детей.

Кроме того, японским подразделение McDonald’s около $2 млн было переведено на счет “Красного Креста” для ликвидации последствий землетрясения и цунами в Японии.

Пожалуй, 20 ноября мы зайдем в McDonald’s и даже, весьма вероятно, выпьем стаканчик какого-нибудь напитка производства Coca Cola. В этот день пройдет ежегодная международная благотворительная акция МакХэппи в рамках которой с 2002 года было собрано $170 млн.

Мы не ставим под сомнение важность здорового образа жизни, но отрицать социальную деятельность компаний, речь о которых шла в обзоре, невозможно.

Источники

Comments

comments

  • Tamara

    Интересная тема затронута, спасибо за обзор.
    Думаю, если говорить о «корпорации зла» нельзя забывать о табачных, алкогольных и тд компаниях. Думаю, они тоже вкладывают значительную часть бюджета в социальные программы, но перебороть общественное сознание и реальные факты сложно.

    Отдельная тема, которую можно было бы развить и может быть даже провести мини опрос — Готовы ли Вы как маркетолог/пиарщик работать на «корпорацию ….» в смысле на компанию, которая неоднозначно воспринимается потребителями из-за выпускаемой/производимой продукции ? ))

  • Юлия Митюхина

    Спасибо за комментарий. К сожалению, мы несколько ограничены в объемаз текстов:) Но это не последний обзор по данной тематике.

  • Не знаю, не знаю… Например, в моем личном списке «корпорации зла» — это Почта России и моя местная коммунальная компания. С почтой все понятно., а коммунальщики вот вчера опять разрыли трубы во дворе, перегородив въезд во двор — даже машину в гараж не закатишь, пришлось бросать на улице. При этом ровно год назад они уже проворачивали такой фокус. Тупо разрыли яму, вскрыли трубы и… яма эта простояла всю зиму и всю весну. Летом жильцы дома психанули и засыпали ее лопатами. Коммунальщики затаились, дождались, пока мы расслабимся, и снова разрыли это место.

    Вот это я понимаю — корпорация зла. )) А к Кока-Коле и МакДональдсу какие могут быть претензии?

    А если серьезно — то присоединяюсь к предыдущему комментарию. Ожидал увидеть во главе списка «плохих» компаний тот же Филип Моррис и других табачников. Плюс производители алкоголя, плюс некоторые фармацевтические компании, плюс вредные для экологии производства… Ну, как раз те компании, которые регулярно проигрывают многомиллионные иски, связанные с чьими-то загубленными жизнями. Почему вдруг Кока-Кола и Мак считаются самыми одиозными? Кем считаются?

    В общем, мне лично повод кажется притянутым за уши, и статья воспринимается как заказуха со стороны Кока-Колы и МакДональдса,

  • Юлия Митюхина

    Видите ли, уважаемый Владимир, в рейтинге Interbrand именно эти две компании входят в десятку лидеров. И они же, по распространенному ОБЩЕСТВЕННОМУ МНЕНИЮ, «травят русский народ». Именно к McDonald’s были вопросы при организации Олимпийских игр.
    К Почте России претензии к качеству обслуживания, а не к тому, что она травит население ортофосфорной кислотой или подкладывает мышиные хвостики в котлеты.
    А про табачников мы еще, вероятно, напишем. Эта тема, действительно, может быть интересной. В отличие от ПР или коммунальных служб.

    Теперь про заказуху. Вы, действительно, считаете, что данный ресурс (я имею в виду сайт) — место для заказухи для вышеупомянутых компаний?

  • Юлия, я написал, как материал воспринимается. Когда 70-80% текста — это перечисление заслуг некоей компании (ну, двух, в данном случае), и ссылки на их сайты — то у многих, я думаю, такие мысли.

    Нет — так нет. Видимо, действительно дело в ограниченном объеме, и будь в обзоре 5-6 компаний, это уже воспринималось бы иначе.