Психологический портрет малого бизнеса на фоне яхты

Нас было 59 человек пассажиров и 94 человек обслуживающего персонала. Каждый, кто знаком с турбизнесом, сразу скажет, что это класс luxury. Так оно и было. Я попала на яхту почти случайно – мне предложили «оценить» качество продукта прежде чем я возьмусь его продавать. Так что мной можно пренебречь.

313

На глаз, около 70% пассажиров были хозяевами малого бизнеса из 14 стран. Остальные 30% принадлежали к представительницам прекрасного пола, которые работали в бизнесе своего мужа. У 20% пассажирок был свой бизнес, отличный от бизнеса мужа.

Мы быстро перезнакомились. Все довольно хорошо говорили по-английски за исключением одного чилийца, занимавшего самый шикарный сьют. Так что его и его белокурую подругу вынесу за рамки исследования за нетипичность.

Итак, 56 человек из случайной выборки. Жизнь на яхте была в стиле Yacht Club, то есть если ты здесь – ты наш. Люди были раскованы и охотно делились опытом ведения бизнеса, рассказывали истории, связанные с бизнесом. Как выяснилось, большинство из них не имеют детей, поэтому и бизнес для них – больше чем бизнес – это предмет гордости и любования.

Мне понравилась одна традиция, которой нет на больших круизных судах – возможность приглашать полузнакомых людей поужинать. Типа, Мистер и миссис Смит от всей души приглашают Вас отужинать с ними там-то и там-то. Такие приглашения стюард разносит после обеда и надо просто подтвердить свое присутствие. Это дало мне возможность ближе познакомиться с успешными представителями малого бизнеса.

Почему они успешны?

Да, я признаю, что мое «исследование» не претендуют ни на какую глубину – просто картинки с яхты. Яркие личности. Я путешествию много, сталкиваюсь с разными людьми – но такого каскада личностей в одном месте, я не встречала нигде! Харизматичность, открытость, желание поделиться опытом ведения бизнеса зашкаливало. Все посиделки и ужины развивались по одному сценарию – нескончаемый бизнес-треп «А я делаю это так!» С юмором рассказывали о своих бизнес-уроках (не упоминая, что это была большая проблема, приведшая во многих случаях в краху бизнеса). Это был не крах – это был урок, который они выучили.

423

Оптимистичный подход к жизни и бизнесу. Я ни разу не слышала, чтобы их бизнесу мешало правительство (помните, 14 стран!) Фраза строилась таким образом, что в моей стране государство не обеспокоено состоянием малого бизнеса. Я никого не видела раздраженным или «качающим права». Мне понравилась реакция одной женщины, которая в сложной ситуации просто сказала: «Да. Я сделала ошибку и я выучила мой урок.» У меня сложилось впечатление, что у моих попутчиков в мозгу прокручивается калькулятор по оценке ситуации и быстро принимается решение как реагировать. В любом случае, они ставили свое душевное спокойствие намного выше материальных ценностей и денег.

Все они были self-made. Это была самая любимая тема — насколько они были загнаны жизнью в угол, что у них не было просто другого выхода как начать свой бизнес. Особенно впечатлила история, рассказанная хозяином театра на Бродвее. Он решил начать свой театр, когда возвращался пешком через весь Нью Йорк с очередного неудачного кастинга. А пешком, потому что денег на метро не было. Вернее было 2 доллара, но он на них купил себе бутерброд. Кстати, Lady Gaga закончила студию при его театре.

Практически все прошли через крах своего первого бизнеса, выучили урок и начали второй, а то и третий. Было интересно, что они открыто говорили о своих собственных ошибках. Чаще всего это был быстрый подъем, перекладывание ответственности за принятие решений наемных сотрудников и финансовый конец. Поэтому я и не удивлялась, что после обеда, ближе к вечеру, народ садился за ноутбуки и работал.

Все они были женаты-замужем. Я не могу со всей ответственностью сказать, что все они женаты первым браком, но свой последний бизнес они поднимали вместе – это точно. Причем жены помогали мужьям-девелоперам, а мужья – женам-врачам. Театралы и хозяева частного колледжа работали вместе. Все они были женаты-замужем согласно возрасту. Исключение составлял чилиец с молодой женщиной, явно не дочерью.

У них нет детей. Детская тема на яхте умиления не вызывала – просто говорили, что в свое время были так заняты бизнесом, что оставляли «детский проект» на потом. А потом не случилось. С теплотой отзывались о своих племянниках-племянницах и массово ходили пешком через перевал в культовый бар, чтобы купить футболки с эмблемой этого бара в подарок.

Коммуникативность. Я не думаю, что в своем офисе они также открыты, как на отдыхе. Шансы, что мы встретимся вновь близки к нулю. Тем не менее годы упорного нетворкинга сделали их открытыми людям и легкими в общении. Кстати, я ни разу не слышала распространенный в России ответ вопросом. Если задавался вопрос, то на него давался полноценный ответ, а не встречный вопрос.

Дружелюбие и желание помочь. Это было достаточно любопытно – новые идеи в маркетинге, приемы работы в социальных сетях – нон-стоп мастер класс. Одна женщина даже дала мне индивидуальный урок по общению с клиентами. Она оценила хорошо все компоненты, но предложила поработать над постановкой рук. Никаких далеко идущих планов насчет меня у нее не было – она учит архитекторов по всему миру правильно представлять свои проекты. Так что теперь с интересом смотрю за политиками и бизнесменами по телевизору – как они порой бездумно машут руками или порой держат их таким образом, что дают знать публике о своих проблемах.

Ценят свое время. Вы видели, чтобы народ, заплативший за экскурсию массово брал такси и ехал на корабль? Дело не в экскурсии как таковой и не в гиде – просто им достаточно информации о данном городе. Больше не надо. Было ощущение, что все спланировано по приоритетам даже на отдыхе. Два часа из 3-часовой экскурсии просто достаточно и надо переходить к другим делам в виде катания на каяке или велосипеде (и то и другое было на борту в большом количестве).

Любят команду. Это было для меня открытием – индивидуальный бизнес все-таки. Вы участвовали в соревнованиях на езде на «банане»? Я нет. Здесь это было каждый день. Быстро разбивались на команды – и вперед. Причем все это сопровождалось обеганием яхты и приглашением в команду. «Мы едем нырять. Кто с нами?» — было постоянно, хотя можно было просто заказать свой собственный трансфер и поехать одному либо с кем-то из друзей.

Главный урок, который я выучила за недельное путешествия – вкладывай больше в себя. Не сотрудников посылать на курсы (а потому удивляться, что он такой-сякой конкурентом стал), а учиться самому, постоянно у разных людей, в разных ситуациях. И проблемы, которые кажутся нам такими большими, такими уникальными, — обыденными проблемами малого бизнеса. Кто-то их решал до тебя много-много раз. И кто-то уже выучил свой урок.