Дядя Алик из бабушкиного лукошка

Юлия МитюхинаМногие мои друзья и знакомые, имеющие отношение к маркетингу, весьма часто наделяют российский брендинг эпитетом «беспощадный». При этом эпитет этот, как правило, касается и нейминга, и графического исполнения, и многих других составляющих. Однако даже кажущийся сделанным на коленке бренд может иметь большую ценность и приносить прибыль благодаря грамотно построенной маркетинговой стратегии и, что немаловажно, качеству продукта.

Сегодняшний обзор посвящен некоторым «чудесам» российского брендинга. Мы ни в коем случае не будем судить о качестве упоминаемых в обзоре продуктов. Мы просто представим для дальнейшего обсуждения на страницах нашего сообщества свою собственную (весьма и весьма субъективную) точку зрения.

Тролль, Бабка и Дядя Алик

Бренд «Бабкины семечки» компании-произодителя снеков «Тролль», несмотря на некоторую внешнюю примитивность принес своим владельцам в 2012 году более 5 млн рублей выручки. 95% дохода обеспечили именно семечки, весьма ходовой товар среди россиян и выходцев из России: компания присутствует, в частности, на рынках Израиля, Германии и США.

semechki-babkiny

На сайте компании-производителя, ссылку на который вы найдете в конце обзора, в некотором былинном стиле идет повествовании о Бабке, которая занята исключительно тем, что заботится о покупателях, удивляя оных не только семечками, но и сухариками (бренд «Бабкины закуски»), орешками и другими снэками.

С другими снеками компания «Тролль» тоже радует и слух, и глаз. Вот вам цитата с сайта (орфография и пунктуация сохранены): «… А тот друг Бабкин, что Аликом кличут, попросил как-то Бабку мол, сделай мне private label, то бишь марку частную. А и уважила Бабка Алика, семечек ароматных да соломки хлебной нажарила — погрызть-похрустеть в самый раз… А чтоб люду простому доступно да в радость было — цену дала невысокую..!» Так появился бренд «Дядя Алик». Шутить и усмехаться можно сколько угодно, но ставка на домашность (бабушка-то плохого не посоветует!) и простоту, благодаря которым «Тролль» завоевал свою целевую аудиторию, позволила компании занять 22% российского рынка пакетированных семечек. Ближайший конкурент семечки «От Мартина» занимают 10% этого рынка (данные взяты из статьи Forbes).

Дизайн сайта «Бабкиных семечек» лично у меня вызывает некоторую оторопь: сложно представить такую графическую реализацию в XXI веке, но, подозреваю, что целевой аудитории данный факт совершенно безразличен.

Более подробная информация о развития бренда содержится в в статьях на сайтах журналов Forbes и “Секрет фирмы”. Рекомендуем прочесть, если вы этого еще не сделали.

Буквы разные писать, малышей не обижать

Детское питание — один из продуктов, требующий соответствующего графического решения и нейминга. «Тёма» — весьма благозвучный для российского потребителя и один из известных брендов на рынке детского питания, производимый группой компаний Danone-Юнимилк (слияние молочных бизнесов компаний произошло в 2010 году, изначально бренд принадлежал «Юнимилку»). И все бы хорошо, но вот оформление, на наш взгляд, вызывает несколько нетривиальные ассоциации. На баночке с мясным пюре нанесено изображение малыша в шапочке а-ля плюшевый мишка. Ниже крупными буквами написано название “Тёма”, а сразу под этой надписью название ингредиента пюре, например, «свинина». «Тёма свинина» («Тёма телятина» или «Тёма петушок», если вам угодно), с изображением кусочка свежего мяса рядом с надписью и читается, и выглядит весьма задорно!

tema

Кстати, сайт у «Тёмы» весьма информативный и прекрасно освещает вопросы детского питания, которыми всегда озабочены родители.

«Бабушкино лукошко» (владелец — компания ТД «СЛАЩЁВА»), логотипом которого является улыбающееся солнышко, — еще один бренд на российском рынке детского питания. Название, на наш взгляд, больше подходит для консервации, употребляемой под взрослые напитки, а не для продуктов для детей. lukoshko Тем не менее, бренд стал лауреатом ежегодной премии «Здоровое питание» в категории «Лучшая торговая марка». Но, в конце концов, может, бабушке лучше знать в лукошке или не в лукошке должно быть детское пюре.

И, коли уж у нас зашла речь о детском питании, то напомним, что в свое время вышеупомянутая компания Danone свернула продажи в России детского питания под брендом Bledina, представляемое компанией в Европе. Да, причиной стало именно о том, о чем вы подумали — неблагозвучное для российского потребителя но звучание.

«А нам трын-трава!»

Последняя неделя минувшего года порадовала нас новостью о том, что подмосковная компания «Родник» начала производство горькой настойки с феерическим названием «Белочка: Я пришла! Трын-трава». Как отмечали новостные отраслевые сайты, надписи «Белочка», «Я пришла» и контур мордочки зверька покрыты фосфоресцирующим лаком и светятся в темноте. Не сомневаемся, что заявленный в средней ценовой категории продукт несомненно найдет свою аудиторию. А что еще остается с таким брендингом?

belochka_trin-trava

Подробнее про историю регистрации «Белочки» в Роспатенте можете прочитать в заметен на Lenta.ru.

На сегодня все. Мы будем благодарны вам за ваши комментарии и упоминания брендов, которые вас развеселили.

Продолжение следует.

Comments

comments

  • Georgi

    Бренд Белочка — это супер мега треш. Это же надо быть настолько отчаянным, чтобы запустить такое в производство. Я не говорю про маркетологов — нам и не такое в голову приходится. Но тут смелости хватило у хозяев бизнеса. Я по хорошему завидую.

    • С предпринимательской точки зрения – бренд Белочка, как раз, вполне адекватен – это такой бренд прикол/сувенир, который будет покупаться как трешовый подарок. По этой же причине – имеет узкую аудиторию и короткий срок жизни. Также предположу, что прибыльность буде выше аналогичных продуктов с «нормальным» брендом (хотя, это чисто мое предположение – цифр у меня нет).

      • Митюхина

        бренд «Белочка. Я пришла!» появился на фоне очередных попыток Минздрава побороться с пьянством. Так что товарищи из Русинвеста вовремя подсуетились и все зарегистрировали. И, скорее всего, бренд, действительно недолговечен. Словесно, он «выстрелил», а графическая реализация выполнена на коленке во время «урока алгебры».