Импорт в СССР: от консервов до кроссовок

Юлия МитюхинаВ наших предыдущих обзорах мы вспомнили некоторые бренды, которые были популярны в СССР. Сегодня же мы хотим поговорить об импортных товарах (кроме сигарет — о них мы писали в прошлом обзоре), без которых картина брендов, присутствующих на рынке СССР, была бы неполной. На всякий случай напомним еще раз: мы выступаем в “жанре” обзоров, а не полномасштабных исследований. Мы ограничены объемом, но мы всегда рады вашим комментариям, которые (в отличие от наших текстов) ограничены только вашим желанием.

Импортная статистика

По официальным данным, на социалистические страны в 1950-е годы приходилось около 80% товарооборота СССР, в том числе на страны, входящие в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), около 55%. В 1980-х годах в структуре импорта в СССР около 45% занимали машины и оборудование из стран Центральной и Восточной Европы и примерно 15% приходилось на продукты питания и товары народного потребления.

С промышленным оборудованием обычный человек сталкивался напрямую нечасто, а вот интерес к продуктам, одежде или обуви был и остается среди большинства населения актуальным почти всегда.

«А в авоське шесть кило овощных консервов «Глобус»

Венгерский производитель овощных и фруктовых консервов Globus купленный в 2006 году французской корпорацией CECAB, прекрасно известен и советскому, и современному потребителю. Но советский покупатель наверняка в первую очередь вспомнит про консервированный горошек в жестяных банках, многолитровые банки с огурцами и помидорами, а также диковинные для едоков той поры конфитюры. Собственно, я про конфитюр узнала именно потому, что кто-то из родителей прикупил соответствующую банку производства Globus. Банки же от консервированного горошка находили вторую жизнь в хозяйстве: в них могли высаживать комнатные растения или рассаду для своих шести соток или огородов.

Globus — достаточно известный импортер консервов времен СССР, но не единственный. Помните кетчуп, несколько непривычный для рядового советского пользователя продукт, в стеклянных бутылочках с красной рифленой крышкой? Импортером кетчупа в Союз был “Булгарпродэкспорт”. На ностальгических чувствах, кстати, уже в наше время сыграл подмосковный Лыткаринский пищевой комбинат, который выпустил “тот самый” “Болгарский кетчуп”. Не знаю, правда, насколько он соответствует ретро-вкусу, но упаковку в Лыткарино постарались максимально приблизить к “той самой”.

ketchup

Болгария также известна многим как поставщик консервированных фаршированных перцев.

Сыр плавленый, капиталистический

В 1956 году в СССР начались поставки плавленого сыра Viola из Финляндии. Поставщиком стала компания Valio. Данная “пищевая” история интересна не только тем, что Viola был весьма дефицитным продуктом: на тот момент Финляндия стала единственной страной-поставщиком, не входящей в СЭВ.

Сначала сыр поставлялся в пластмассовых коробках с бумажными обложками, а позднее — в коробках их пластика красного цвета (которые также находили вторую жизнь в хозяйстве советского человека)

Viola

Напомним, что в 1980 году компания Valio стала эксклюзивным поставщиком молочной продукции во время Олимпийских игр 1980 года в Москве.

Кстати, о спорте

В преддверии Олимпиады-80 советское руководство приняло решение экипировать спортсменов в продукцию уже ставшей популярной (в том числе и в странах соцблока) компании Adidas, и в 1977 году начались первые поставки. Знаменитые синие кроссовки с тремя белыми полосками — культовая, но далеко не всем доступная в СССР, спортивная обувь. Даже несмотря на то, что в 1979 году в Москве началось лицензионное производство кроссовок (модель, правда, была устаревшей), обуть всех желающих страны было проблематично.

adidas

Известным брендами эпохи СССР были также чешские кроссовки Botas и немецкие Romika, чуть менее престижные, нежели Adidas. И Romika, и Botas, к слову, живут и здравствует до сих пор. Хотя и сместил свой фокус в производство экипировки для хоккея и фигурного катания.

На сегодня все. Мы упомянули далеко не все бренды, которые хотели бы упомянуть, но мы еще вернемся к “советской” теме.

Comments

comments

  • Павел Беленко

    Я занимаюсь маркетингом и пиаром. Я прочитал дискуссию, но мне не понятна цель про «советские бренды»? И конструктива в той дискуссии не нашел.

    • Павел – дискуссия возникла вокруг того, что волнует участников сообщества ;)

      PS – если готовы поделиться материалом – с удовольствием опубликуем – надеюсь, что по итогам дискуссия будет гораздо более продуктивная.

  • По-хорошему, тема на пару томов А3 формата