Взаимоотношения с клиентами на земле и в облаках. Продолжение

Юлия МитюхинаМы продолжаем разговор об использовании CRM в маркетинге для предприятий малого и среднего бизнеса.

Как отметил в частной беседе один из участников нашей недавней дискуссии в LinkdIn, в малом бизнесе сейчас практически отсутствует понимание того, зачем CRM-система вообще нужна, и большинство представителей этого бизнеса продолжают довольствоваться табличками в exel для хранения контактов.

Тем не менее, возрастающие объемы информации, с которой приходится работать маркетологам и управленцам, заставляют искать возможность для автоматизации бизнес-процессов. Так что сегодня мы поговорим о некоторых системах управления взаимоотношениями с клиентами для малого и среднего бизнеса, которые являются доступными и заметно облегчают жизнь как руководителю, так и работникам. Кроме того, они достаточно хорошо известны на российском и международных рынках а также опробовать в тестовом режиме почти каждую из рассматриваемых нами сегодня систем можно бесплатно.

Microsoft Dynamics CRM. Теперь и онлайн

Несмотря на то, что Microsoft является “монстром”, Microsoft Dynamics CRM (на российском рынке, по данным IDC, CRM от Microsoft занимает 15%) — система, которая может быть установлена и на предприятиях с небольшим количеством пользователей.

Для маркетологов, согласно официальной информации, система содержит, в частности, функции маркетингового планирования, сегментацию базы клиентов под каждую маркетинговую кампанию, сбор первичных откликов клиентов, маркетинговый анализ.

В ноябре прошлого года на российском рынке также появился продукт Microsoft Dynamics CRM Online. Это облачная система, которая несет в себе функционал CRM, включая управление маркетингом. Онлайн-версию CRM в настоящий можно опробовать бесплатно в течение 30 дней. По истечение срока бесплатной аренды пользование системой обойдется в 1450 рублей на одного пользователя в месяц (данные представлены на сайте одного из официальных партнеров Microsoft).

Бесспорным плюсом Microsoft для вашей компании будет локализация и совместимость с другими продуктами Microsoft. К минусам же можно отнести относительную дороговизну для предприятий малого бизнеса.

Salesforce — облачный пионер

Salesforce — еще одна компания-лидер мирового рынка CRM, признанный пионер рынка решений SaaS, PaaS и облачных вычислений.

Для маркетологов Salesforce предлагает различные опции: проведение и анализ маркетинговых кампаний, интеграцию поискового маркетинга и продаж, email-маркетинг и многое другое. Система имеет локализованную версию для русскоязычного пользователя.

measurement_mac

Михаил Ананьев, один из участников нашей дискуссии на странице сообщества в LinkedIn, отмечает что CRM Salesforce выделяется совместимостью с многочисленными информационными системами. “Многие из возможностей интеграции ориентированы на маркетологов. В частности, получение данных из внешних баз (в первую очередь Data.com, но не только), интеграция с веб-сайтами для получения статистики по запросам или с Google AdWords для контроля результатов размещения рекламы, конверсия данных, получение отчетов и статистических данных из системы, внесение данных из файлов в систему, что особенно востребовано при учете контактов, например, на выставках и других мероприятиях”, — отмечает Михаил.

На сайте компании представлены различные варианты подписки в зависимости от нужд пользователя. Почти все они содержат опцию бесплатного тестирования на различные периоды времени, однако оценивать ежемесячное использование стоит аккуратно: цена на одного человека может оказаться достаточно высокой.

ZohoCRM: дешево или сердито?

ZohoCRM — одна из популярных облачных CRM-систем, используемых представителями малого и среднего бизнеса. Лицензии на 1-3 рабочих места предоставляются бесплатно. Правда, если вы захотите использовать какие-то дополнительные опции, то они могут оказаться платными даже для этого количества человек. Подписка Professional стоит $12 в месяц на одного пользователя, а подписка Enterprise — $25 за тот же период времени.

Одним из своих преимуществ компания всегда декларировала интеграцию с сервисами Google, которые при всех их недостатках являются весьма популярными и удобными при ведении малого бизнеса. Кроме того, в недавно обновленной версии ZohoCRM реализована новая библиотека документов, в которой можно просматривать и хранить разноформатные файлы, присутствует фильтр электронной почты с расширенными возможностями, а также мобильные приложения с привязкой к геолокации пользователя и клиентов.
Если говорить об автоматизации маркетинга, то Zoho предлагает нам, в частности, модуль планирования и управления маркетинговыми кампаниями, управление email-маркетингом, а также различные функции, касающиеся измерений маркетинговой активности. Для людей, которые занимаются продажами, полезным может быть модуль Sales Opportunity Management, с помощью которого можно проанализировать текущие лиды и продажи и составить воронку продаж.

ZohoCRM

По по словам моего собеседника и участника дискуссии в LinkedIn Владимира Максимчука, консультанта по продажам, лично его в ZohoCRM привлекли бесплатность минимальной версии и удобная интеграция с другими продуктами, например, их же почтой, альтернативой Gmail. Также г-н Максимчук отмечает, что полезными могут оказаться такие опции как простая интеграция с сайтом компании (веб-формы, автоответы, автоматическая подгрузка контактных данных посетителей в систему и т.п.), возможность генерации документов, простая автоматизация маркетинговых процессов и достаточно большое количество инструментов и возможностей, которые можно задействовать, не выходя из системы (например, совместная работа нескольких человек по сопровождению и последующей поддержки сделок). Отметим, что Владимир выбирал для себя Zoho среди продуктов SaaS.

Имейте в виду, что для человека, который никогда не сталкивался с CRM-системами, по мнению экспертов, внедрение и настройка системы компании могут оказаться сложными. Это следует учитывать при выборе системы, особенно если в штате вашего малого предприятия нет технического специалиста. Русскоязычный пользователь также должен учитывать довольно ограниченную локализацию продукта.

На сайте компании достаточно подробно описаны все модули, которыми можно воспользоваться, а также представлена таблица сравнения тарифных планов — наслаждайтесь :)

SugarCRM

SugarCRM — полноценная CRM-система с открытым кодом. По мнению экспертов, система легко устанавливается и без проблем “сотрудничает” с приложениями и плагинами, разработанными другими компаниями. Именно открытый код выгодно отличает SugarCRM от других систем подобного уровня: пользователи могут кастомизировать систему под свои нужды без ограничений.

Маркетологи с помощью данной системы могут легко таргетировать клиентов и потенциальных клиентов, проводить многоуровневые маркетинговые кампании, работать с социальными сетями и автоматизировать другие трудоемкие рабочие процессы. Представители отдела продаж также могут видеть свою воронку продаж и многие другие полезные для них функции.

SugarCRM

Опробовать SugarCRM можно с помощью бесплатной подписки на SugarCRM Community Edition, однако минимальная стоимость подписки на относительно полноценную версию системы обойдется $420 в год на человека (данные представлены на официальном сайте компании).

На сегодня все. В следующем обзоре мы поговорим о нишевых CRM.

  • http://www.microsoft.com/ru-ru/news/post/2012/11/MicrosoftDynamicsCRM.aspx
  • http://www.dream-crm.ru/mscrmpage.aspx#marketing
  • http://www.dream-crm.ru/pricespage.aspx
  • http://mscrm.cdc.ru/Investments.shtml
  • http://www.microsoft.com/rus/dynamics/crm/overview/smartmarketing.aspx
  • http://crm-software-review.toptenreviews.com/
  • https://www.sagecrm.com/northamerica/editionspricing/
  • http://www.sugarcrm.com/crm-marketing
  • http://www.microsoft.com/ru-ru/news/post/2012/11/MicrosoftDynamicsCRM.aspx
  • Comments

    comments

    • Сергей Угрюмов

      Юлия, какую CRM посоветуете для компаний, работающих исключительно на В2В-секторе, причем продающих услуги, а не продукты/товары. Пример — рекламное агентство, дизайн-студия, консалтинг.

      • Митюхина

        Сергей, а объем бизнеса какой? Какого размера компания? Не то, чтобы я была супер-экспертом по этому вопросу, но мне всегда есть у кого уточнить :)

    • Сергей Угрюмов

      Малый бизнес. Всего сотрудников 20, пользоваться CRM будут 5-8. Количество клиентов на каждого сотрудника — до 100.

      • Митюхина

        наверное, имеет смысл рассмотреть варианты с salesforce, sugar, zoho… особенно если у вас нет своего собственного IT. у них у всех есть бесплатные триалы
        если у вас есть свой IT и весь бизнес на майкрософте, то имеет смысл посмотреть на dynamic CRM.
        имейте в виду, что я вам ничего не могу сказать про интерграцию с бухгалтерией. ну, и делайте скидку на то, что это частное мнение:)

        • Сергей Угрюмов

          Ок, понял. В любом случае — спасибо!