Взаимоотношения с клиентами на земле и в облаках. Завершение обзора

Мы закрываем тему CRM в малом и среднем бизнесе, поднятую в наших последних обзорах (вы можете найти их на нашем сайте по тегу crm). Сегодня мы поговорим об источниках информации, которые имеет смысл так или иначе изучить. Особенно в том случае, если перед вами стоит задача выбора CRM для автоматизации своей деятельности. Мы представляем весьма краткий список источников, который, на наш взгляд, может оказаться весьма полезен для изучения вопросов, связанных с CRM. Кроме того, вы всегда можете поделиться ссылками на ваши любимые информационные ресурсы в комментариях к данной статье.

Если вас больше интересует информация общего плана и анализ того, в какую сторону двигается рынок CRM (в том числе для малого бизнеса), то мы рекомендуем вам прочитать обзор, опубликованный в начале этого года, на сайте американского Forbes. Публикация содержит достаточное количество информации о мировом рынке CRM, трендах в SaaS и “облачных” сервисах. Автор статьи делится ссылками на данные отчетов аналитиков Gartner, IDC, Cisco и других компаний. И, если обычно отчеты Gartner являются платными, то в данном случае у нас есть возможность сэкономить: основные данные представлены непосредственно в статье и доступны рядовому интернет-пользователю, читающему по-английски.

CRMsearch — один из весьма неплохих англоязычных ресурсов, аккумулирующих информацию о CRM. Советуем обратить внимание на их прогноз развития рынка CRM в 2013 году и сравнение “показаний” Gertner и IDC за 2012 год. Напомним, что аналитики Gartner считают, что мировой рынок CRM в минувшем году составил $11 млрд, а IDC — $18 млрд. Кроме того, в прогнозе содержится информация о развитии социальных и мобильных систем CRM, а также решений для маркетинга. Если же говорить только что упомянутом маркетинге, то обратите внимание на специальный раздел сайта с материалами на тему автоматизации нашего с вами труда.

Кроме того, цикл аналитических и весьма содержательных статей о современных CRM-решениях представлен на сайте ZDnet. Несмотря на то, что ресурс этот является англоязычным, авторы обсуждают вопросы, которые не чужды и российскому пользователю.

Рейтинг компаний-лидеров на рынке CRM в 2012 году представлен на сайте журнала CRM Magazine. Рейтинг разбит по сегментам: крупный бизнес, малый и средний бизнес, сегмент решений с открытым кодом, решения для маркетинга и др. К каждому сегменту прилагается краткое описание, а также информация о соответствующих поставщиках решений. Так, лидирующими поставщиками CRM-решений для малого бизнеса в 2012 году, по мнению редакции журнала, стали Microsoft, NetSuite, Salesforce.com и SugarCRM, а компанией-победителем — Zoho CRM. CRM Magazine также советует представителям малого бизнеса обратить внимание на решение Sage.

Общую сравнительную характеристику 11 лучших CRM-систем, по версии сайта TopTenReviews, можно найти на их же сайте. В список вошли Salesforce, Oncontact, Sage, Prophet, AIMcrm, Relenta, webAsyst, Maximizer CRM, TeamWox, Chaos Intellect и Contact Plus. Рейтинг содержит информацию о цене; различных опциях, включая инструменты автоматизации маркетинга и продаж. Также в рейтинге имеется возможность сравнить системы по части реализации в них такого функционала как интеграция с электронной почтой, работа с контактами, маркетинг и продажи, поддержка.

Если же говорить о русскоязычных ресурсах, обобщающих тему CRM и “заточенных” больше под российский рынок, то советуем обратить внимание на сайт LiveBusiness и его подраздел CRM. Помимо различных рейтингов, например, 10 SaaS-систем, 10 Web CRM для установки на собственном сервере компании или 10 CRM-систем для малого бизнеса, на сайте представлены также новости отрасли.

На сегодня все. Мы непременно вернемся к теме CRM в своих обзорах и как всегда будем рады вашим комментариям.

Comments

comments