Книга «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь»

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» предложило нам на рецензию несколько книг. Мне, волею судеб, достался «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь» Игоря Манна.

Крайне противоречивая книга. Прочитал я ее за несколько дней, причем, по большому счету, можно было и не читать. Все содержание изложено в майндмепе в самом начале. Дальнейшие же главы — сочинение на заданную тему. Ни из одной такой заметки я не смог вынести для себя хоть что-то полезное. Классическая книга одной мысли. А жаль, ведь тема весьма плодотворная.

Но, к сожалению, Игорь Манн пошел другим путем. В том виде, в котором она вышла, ей стоило бы дать название «Как стать Игорем Манном». Основная проблема — все, что написано на 220 страницах — трюки и уловки, чтобы казаться. Как казаться №1? Шейте одежду на заказ, носите запонки, придумайте себе этикет, не опаздывайте, работайте над ораторскими навыками и т.д.

Во многом я согласен с разгромным отзывом от этой книге Александра Репьева. Советую прочитать, хотя читать стоит включив голову, слишком уж категорично написано. Многое в отзыве очень правильно, но совершенно не соответствует российской действительности.

Основной момент, в которым я согласен с Александром Репьевым, — в книге Игоря Манна нет ни слова о том, как стать профессионалом своего дела. Да и не нужно это — делегируйте! И собирайте лавры. А зачем разбираться как писать материалы, как проводить конференции, как делать рекламу? На это есть сотрудники и аутсорсинг, а вам нужно уделить все свое время на то, чтобы быть №1.

Но ключевым моментом в написании этой рецензии, стала запись в блоге Андрея Стифеева. Крайне рекомендую прочитать, благо там всего несколько строчек истории. Но основная мысль, высказанная устами ребенка, звучит так: «Что ж… Ты прав. Ты прав, Ваня. Ты — честный. Действительно честный… Но ты — на ВТОРОМ месте, Ваня… Ты не расстраивайся, вторые места специально для честных».

И это заставило меня задумался о других №1, безотносительно маркетинга и Игоря Манна. Например, хирурги. Кто из хирургов может считаться №1? Тот, кто сделал больше всех операций? Тот, кто сделал самую сложную операцию? Тот, у кого меньше всех осложнений после операций? У которого больше всего талантливых учеников? Так вот, в большинстве случаев, лучшим хирургом становится тот, кто больше всех появляется в телевизоре, выступает на конференциях, пишет статей в профильные издания.

Если в спорте совершенно понятно кто такой №1, то в других областях все намного сложнее. В спорте определены правила выбора лучшего. Дальше всех бросил копье — лучший копьеметатель. Быстрее всех пробежал марафон — лучших марафонец. Стрелял точнее всех — лучший стрелок. Конечно, есть ограничивающие факторы, но они для всех участников одни и те же. Во всех остальных профессиях крайне сложно установить правила, по которым будет играть весь рынок. Поэтому любой, кто придумал правила, по которым он может считаться №1, смело называет себя лучшим. Останется только вопрос — поверят ему или нет.

Так вот, книга поможет выстроить правильный самопиар, чтобы другие поверили в то, что вы — №1. Плохо это или хорошо — оценить сложно. Если эта книга поможет настоящему профессионалу наконец-то показать, что он действительно лучший в своей области — это очень хорошо. Но, боюсь, будет больше тех, кто не представляя из себя ничего, станут выполнять все рекомендации и, очень может быть, смогут казаться №1. Потому что создание собственного бренда у нас крайне не развито и в большинстве областей людей-брендов практически нет. Потому что вторые места специально для честных.