Книга «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь»

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» предложило нам на рецензию несколько книг. Мне, волею судеб, достался «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь» Игоря Манна.

Крайне противоречивая книга. Прочитал я ее за несколько дней, причем, по большому счету, можно было и не читать. Все содержание изложено в майндмепе в самом начале. Дальнейшие же главы — сочинение на заданную тему. Ни из одной такой заметки я не смог вынести для себя хоть что-то полезное. Классическая книга одной мысли. А жаль, ведь тема весьма плодотворная.

Но, к сожалению, Игорь Манн пошел другим путем. В том виде, в котором она вышла, ей стоило бы дать название «Как стать Игорем Манном». Основная проблема — все, что написано на 220 страницах — трюки и уловки, чтобы казаться. Как казаться №1? Шейте одежду на заказ, носите запонки, придумайте себе этикет, не опаздывайте, работайте над ораторскими навыками и т.д.

Во многом я согласен с разгромным отзывом от этой книге Александра Репьева. Советую прочитать, хотя читать стоит включив голову, слишком уж категорично написано. Многое в отзыве очень правильно, но совершенно не соответствует российской действительности.

Основной момент, в которым я согласен с Александром Репьевым, — в книге Игоря Манна нет ни слова о том, как стать профессионалом своего дела. Да и не нужно это — делегируйте! И собирайте лавры. А зачем разбираться как писать материалы, как проводить конференции, как делать рекламу? На это есть сотрудники и аутсорсинг, а вам нужно уделить все свое время на то, чтобы быть №1.

Но ключевым моментом в написании этой рецензии, стала запись в блоге Андрея Стифеева. Крайне рекомендую прочитать, благо там всего несколько строчек истории. Но основная мысль, высказанная устами ребенка, звучит так: «Что ж… Ты прав. Ты прав, Ваня. Ты — честный. Действительно честный… Но ты — на ВТОРОМ месте, Ваня… Ты не расстраивайся, вторые места специально для честных».

И это заставило меня задумался о других №1, безотносительно маркетинга и Игоря Манна. Например, хирурги. Кто из хирургов может считаться №1? Тот, кто сделал больше всех операций? Тот, кто сделал самую сложную операцию? Тот, у кого меньше всех осложнений после операций? У которого больше всего талантливых учеников? Так вот, в большинстве случаев, лучшим хирургом становится тот, кто больше всех появляется в телевизоре, выступает на конференциях, пишет статей в профильные издания.

Если в спорте совершенно понятно кто такой №1, то в других областях все намного сложнее. В спорте определены правила выбора лучшего. Дальше всех бросил копье — лучший копьеметатель. Быстрее всех пробежал марафон — лучших марафонец. Стрелял точнее всех — лучший стрелок. Конечно, есть ограничивающие факторы, но они для всех участников одни и те же. Во всех остальных профессиях крайне сложно установить правила, по которым будет играть весь рынок. Поэтому любой, кто придумал правила, по которым он может считаться №1, смело называет себя лучшим. Останется только вопрос — поверят ему или нет.

Так вот, книга поможет выстроить правильный самопиар, чтобы другие поверили в то, что вы — №1. Плохо это или хорошо — оценить сложно. Если эта книга поможет настоящему профессионалу наконец-то показать, что он действительно лучший в своей области — это очень хорошо. Но, боюсь, будет больше тех, кто не представляя из себя ничего, станут выполнять все рекомендации и, очень может быть, смогут казаться №1. Потому что создание собственного бренда у нас крайне не развито и в большинстве областей людей-брендов практически нет. Потому что вторые места специально для честных.

Comments

comments

  • Я пока только бегло просмотрела книгу, но мысли те же. Спасибо за такое честное мнение!

  • Татьяна, спасибо большое за комментарий. Мы постараемся чаще делать обзоры книг, чтобы сфокусировать практиков маркетинга на полезной информации.

  • Петр, Вы меня заинтриговали:
    «Многое в отзыве очень правильно, но совершенно не соответствует российской действительности.»
    — Очень правильно, но СОВЕРШЕННО НЕ СООТВЕТСТВУЕТ. Если что-то очень правильно, то как это может не соответствовать? Тогда, по моему разумению, это неправильно.
    Поясните, п-ста.

  • Александр, с удовольствием поясню.

    Я согласен со всеми Вашими выводами. С необходимостью расти профессионально, развивать навыки и качества, необходимые в конкретной профессии. В идеальном мире тот, кто лучше всех остальных знает и умеет что-то, номер 1 в этом. И это все очень правильно.

    А теперь про совершенно не соответствует. Для того, чтобы стать №1 в наших реалиях, достаточно просто чаще других светиться в телевизоре, писать больше статей и книг и участвовать в большем количестве конференций. Естественно, среди реальных профессионалов такой человек не будет восприниматься как достойный представитель профессии. И это действительно вредит рынку. Но среди широких масс именно такие люди получают ярлык «№1».

    Поэтому я написал, что книга Игоря Борисовича скорее всего сработает. Более того, каюсь, сам выводил на рынок компанию по такой стратегии. И, что удивительно, подход сработал. Компания, не имея ни чего, стала одним из лидеров на очень узком рынке, и только после этого начала подтягивать компетенции.

  • tanya baklanova

    А, может, Игорь Манн напротив хитро изучил рынок, поняв, что «грамота» про то, как сажать корешки — нашему человеку не по душе. Потому как, если говорить о реалиях России — у нас, действительно, в первых рядах стойко те, кот резво ставят бриолиненный чубчик, делают масляные глазки и заманчиво крутят дешевыми козьими бедрышками:-)… Чтобы производить впечатление на принимающих решение руководителей предприятий:-)… А то, что они (эти «первые проходимцы») клинически не в теме — ничего, ведь богатый личный опыт в жизни поможет несколько компенсировать кошмарные пробелы в знаниях:-)… А это нашему руководству чаще достаточно, лишь бы глаз радовался:-)… Поэтому, может он всех нас перехитрил и как раз выпустил «хит» для реалий России, ведь недаром так прогнозируют успех этой книги:-).

    Наш, русский человек хочет хватать только вершки, а престижной профессией (коей у нас еще является маркетинг, «маркетинг же у нас — элита! вон какие ходят!») удобно прикрывать свой «подзаборный» образ жизни:-)…

    Но почему-то грустно — потому, что такие, как Александр Репьев, которых заслушиваешься, пара фраз которых помогает понять добрую половину ошибок в твоей работе, не выступают на межотраслевых конференциях, а прочие последние 3-4 года не сообщают уже ничего нового…