Точки роста в кризис. Спрос на речные круизы продолжает расти

Андрей Михайловский, директор по маркетингу компании Инфофлот

Не смотря на ситуацию, есть компании, которые собираются расти и предпринимают активные шаги в этом направлении. Также есть и те, кто оценивает изменение конъюнктуры как благоприятное. Перед Новым годом я попросил некоторых людей поделиться своим видением ситуации. В результате получил довольно много откликов. Некоторые войдут в статью, некоторые вполне самодостаточны и достойны отдельных публикаций.

Именно с такого материала и хочу начать – автор текста Андрей Михайловский, директор по маркетингу компании Инфофлот.

Компания Инфофлот в 2014 году отметила 15% рост спроса на круизы. А в денежном измерении рост объёмов продаж был не менее 12%. В контексте последних событий привлекательность данного сегмента туристического рынка ещё больше повышается. Изменение валютного курса делает отдых в России более привлекательным и для граждан России, и для зарубежных туристов. В кризисный период 2008-2009 годов именно речные круизы оказались наиболее успешным направлением в туристической отрасли. И прогноз на 2015 год также оптимистичный.

В 2015 году речными круизными компаниями России запланировано около 3000 рейсов. В речные круизы отправится до полумиллиона туристов. Более 70% круизов стартует в шести городах (Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Казани, Нижнем Новгороде). Другие речные города также имеют хороший потенциал для дальнейшего развития речного туризма. Так через Ярославсль и Ярославскую область проходит до трети всех круизов Речного Альянса (более 50% круизного флота России), членом которого является компания Инфофлот.

Развитие речного туризма может выступить локомотивом роста всей экономики речных городов. Т.к. влечёт за собой развитие речной инфраструктуры, строительства, судостроения, стимулирует рост численности рабочих мест как в туризме, в транспортной сфере и в смежных отраслях.

Рост спроса на речные круизы совпадает и с международным «трендом»: Специалисты по маркетингу из Международной ассоциации круизных линий (CLIA) назвали уверенный рост спроса на этот вид отдыха в течение нескольких лет «речным бумом». А в России потенциал роста рынка весьма велик. Что же касается протяжённости внутренних водных путей (102 000 км), этот параметр является нашим абсолютным конкурентным преимуществом, мы делим первое место с Китаем. Это примерно 12% всех мировых внутренних водных трасс. Это больше протяжённости всех железнодорожных магистралей России (длина которых составляет 86 000 км) и сопоставимо с протяжённостью авиационных трасс (168400 км). Это в 5 раз больше, чем протяжённость внутренних водных путей в США. Правильно было бы использовать этот потенциал.

К тому же, спрос на новые речные лайнеры существует, и это перспективный рынок для судостроителей России.

Comments

comments

  • Мы продаем леденцы на палочки на Сочинском пляжу, при этом отмечаем рост продаж, таким образом продажи леденцов могут стать стимулом развития всей отрасли конфет.

    • kopchenkov

      Роман, все так. Только продажа леденцов, в отличии от круизов, не является драйвером развития для множества смежников. ИМХО.

      • Боюсь, что круизы ничего абсолютно не развивают в плане смежников (в речной отрасли). Бизнес на круизах строится по следующему принципу: купить старое судно, которое списали, подлатать его и пустить на речку чтобы отбить деньги и заработать. Единственные смежники которые развиваются — это торговые, ну там кафе-ресторан на пароходе и прочие.

        Есть другая категория: купить старое импортное судно (10-12 лет) и на нем подрабатывать, но и эта схема опять же не развивает нашу речную промышленность (жива ли она вообще?). Вообще есть хоть одно новое судно построенное в России и выпущенное именно для круизов за последние пару лет.

        Я, к сожалению, наблюдаю или наследие СССР после кап. ремонта или зарубежные адаптированные суда.

        • Dmitri

          Роман, боюсь, Вы знакомы с речным судоходством и круизной отраслью, в частности, лишь поверхностно. Во всём мире эта отрасль развивается достаточно быстро. В России, действительно, много старых теплоходов. Но даже их ремонт и переоборудование являются хорошим источником заказов для судостроительных предприятий.
          http://www.nobel-shipyard.ru/
          Но строятся и новые корабли…

          • По вашей ссылке, раздел Судостроение (http://www.nobel-shipyard.ru/sudostroenie) там есть суда для круизов??? Там реальная потребность рынка — спасательные катера, перевозка нефти и сухогрузы (в реализованных проектах: http://www.nobel-shipyard.ru/i/%D0%A0%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B.pdf) ни одного судна для круизов.

            Мне не понятен ваш ответ на мой комментарий, я в нем и написал, что на данный момент фактически источником поставки судов для круизного обслуживания и есть ремонт старых судов.

            Если Вы хотели показать, что круизная отрасль развивает смежников по ремонту, то в данном случае нужно не гордится, а сожалеть ибо в то время когда в мировом тренде строятся новые круизные лайнеры и суда, у нас штопаются старые суда времен СССР.

            Называть судоремонтные мастерские смежниками круизной отрасли можно, но лично на мой взгляд не правильно. Для меня смежник это тот, кто участвует в производстве, разработке нового. Тот кто участвует в ремонте — это мастерская, СТО, ну не как не смежник.

            Я не отрицаю роста, вообще круизная отрасль — это дочка отрасли развлечений, а в последнее время, даже не смотря на кризисные настроения — развлечения все равно занимают достойную долю в расходах семьи. Так что рост отрицать нельзя.

            Вы закончили свой комментарий, про то, что строятся новые суда, дайте ссылку, но чтобы у нас в России и для круизов, заказывая за рубежом — ну это ведь не наша отрасль развивается и не наши смежники.

          • Dmitri

            Вот это — круизный теплоход. Он был полностью переоборудован на данной верфи. В соответствии с современными стандартами, в т.ч. в сфере безопасности. Новые корабли тоже строятся. И есть спрос на ещё большее количество новых кораблей (измеряется сотнями)…

          • Dmitri

            На тему новых круизных кораблей. Они строятся. Пока их мало. Но количество — вопрос времени. Проекты (их несколько) уже разработаны.
            http://cruiseinform.ru/news/rechnye_kruizy/tanais/

          • Ну дай Бог, дай Бог, я ведь на самом деле за развитие, просто в последнее время достало на старье кататься.

      • Alexei Cherenkov

        Виктор, продажа леденцов может являться драйвером роста для производителя палочек и обёрток. Но не является. По этой же причине и рост продаж круизов на 2% не вызовет взрывного роста бизнеса в прибрежных городах.

  • Alexei Cherenkov

    Роман, конечно, прав. И, даже если есть новые проекты судов, и они строятся, то в 2015 году они не будут играть никакой роли.
    То есть, рост рынка возможен только за счет того, что длительность круиза будет сокращаться при той же стоимости. Не будем сейчас обсуждать повышение аварийности и удорожание страховки.
    Но и всё развитие прибрежного бизнеса, как показывает общая практика «импортозамещения», сведется к росту цен при том же качестве и объеме.
    12% рост продаж в 2014 году превосходит инфляцию на 1-2%, так что и говорить не о чем.