Книжная полка маркетолога

Ежемесячно выходят новые книг о бизнесе, маркетинге и смежных областях. А сколько изданий успели стать классикой, не прочитав которые в профессии делать нечего. Где черпать вдохновение, искать идеи применимые на практике. У каких авторов стоит учиться. Мы спросили участников сообщества Marketing in Russia, какие книги, по их мнению, должен прочитать каждый маркетолог.

book

Ольга Новосёлова, руководитель отдела маркетинговых коммуникаций LiveTex.

Дэвид Аакер, Линдстром Мартин и Джеральд Зальтман — три автора, которые сильно повлияли на меня, как на маркетолога. «Создание сильных брендов» — это первая книга из трёхтомника по брендингу самого знаменитого в этой теме специалиста Дэвида Аакера. Можно сказать, что его трёхтомник — самое полное руководство по брендингу. Buyology Линдстрома Мартина в русском переводе получила название «Buyology: увлекательное путешествие в мозг современного потребителя», которое очень точно отражает ее содержание. Это книга для специалистов в области маркетинга и рекламы, которые хотят лучше воздействовать на поведение потребителей. А еще она для тех, кто хочет защититься от такого воздействия и научиться покупать правильно. Примечательный факт: бюджет экспериментальных исследований, положенных в основу этой книги, превысил 7 миллионов долларов! Также рекомендую «Вынос мозга» и «Чувство бренда» этого автора. «Как мыслят потребители» Джеральда Зальтмана — однозначный must read и абсолютный шедевр. Главный тезис книги: 80% всех новых товаров и услуг терпят неудачу, потому что маркетологи не понимают потребителей. Они обращаются к их сознанию, в то время как потребители сами не понимают своих ментальных процессов. Зальтман исследует проблему взаимодействия маркетологов с потребителем и предлагает новаторские подходы на стыке маркетинга, психологии и неврологии.

Инна Алексеева, генеральный директор PR Partner.

С особым уважением отношусь к книгам издательства «Манн, Иванов и Фербер», которое создано было тремя маркетологами-практиками – наверное, все знают бестселлер Игоря Манна «Маркетинг на 100%». Среди наиболее полезных, на мой взгляд, книг по маркетингу этого издательства назову книги Джека Митчела «Обнимите своих Клиентов» (о том, как стать клиентоориентированной компанией), Майка Микаловица «Метод тыквы» (о том, как выделить целевых Клиентов, растить их) и Майкла Шульца и Джона Дерра «Маркетинг профессиональных услуг» (о том, как продвигать свой бизнес, если вы работаете в услугах). Также рекомендовала бы к прочтению книгу Дамира Халилова «Маркетинг в социальных сетях», в ней много примеров успешного SMM в России и кейсов продвижения для всех социальных сетей. В этих книгах действительно актуальная и не шаблонная, «сухая» информация, многое можно почерпнуть из них для реализации в российском бизнесе.

Юрий Соколов, предприниматель, совладелец компании Smart Wi-Fi.

Несмотря на то, что до открытия своего бизнеса я не раз сталкивался с маркетингом на своих предыдущих местах работы, и в качестве коммерческого директора, и в качестве директора по развитию, без хорошей классической книги по маркетингу было бы сложно понять, каким образом работает механизм привлечения и удержания клиентов. Одной из самых сильных книг такого рода я считаю «Курс MBA по маркетингу» (Чарльз Д. Шив, Александр Уотсон Хайэм). В ней подробно излагается теория маркетинга, сдобренная фактами и примерами из современного бизнеса. Для новичков в маркетинге и начинающих предпринимателей книга может показаться сложноватой в изложении, но даст при этом полноценный обзор возможностей маркетинга, начиная от увеличения продаж и повышения лояльности клиентов, и заканчивая отстройкой от конкурентов, и на укреплением статуса компании на рынке.

Калина Яркина, учредитель, гендиректор консалтинговой группы»БиZSезон», бизнес-консультант практик.

Если говорить про книги чисто с практической точки зрения, то буквально настольными были и являются до сих пор для меня: Сет Годин «Фиолетовая корова», Игорь Манн «Маркетинг на 100%” и «Правила Возвращенцев, «Александр Левитас «Больше денег от вашего бизнеса. Партизанский маркетинг в действии», Ден Кеннеди «Секретное оружие маркетолога, «Карл Сьюэлл «Клиенты на всю жизнь». Это далеко не полный список. Только то, что сразу всплывает в памяти. Конечно, все начиналось когда-то с легендарного Филиппа Котлера. Однако его труд на столько академичен и фундаментален, что воспринимается достаточно сложно. Нет той легкости как в книгах, что перечислены выше, когда прочитал, словил вспышку идей, пошел, внедрил, получил результат. Пожалуй, отмечу еще одну книгу, которую прочитала недавно и получила истинное удовольствие — Говард Шульц «Как чашка за чашкой строилась Starbacks». Эта книга и про маркетинг, и про HR, и даже про то, как стартовать свой бизнес вообще.

books

Григорий Ильин, PR — менеджер Biplane.

“Контекстная реклама” А. Бабаев, Н. Евдокимов, А. Иванов. С 2011 года многие вещи изменились, но книга остается актуальной, и по сей день. Это своеобразная “основа основ” для специалиста по контексту. Она даст отличную базу и научит вас ориентироваться в терминологии. “Позиционирование, битва за умы” Джек Траут, Эл Райс. Это легендарное произведение, которую нужно не просто прочитать, а сделать ее своей настольной книгой. К ней можно и нужно возвращаться каждый раз на протяжении всей вашей работы в области маркетинга. “Маркетинговые войны” — Джек Траут, Эл Райс. Еще одна неоспоримая классика для любого маркетолога. Здесь даже не нужно лишних слов, вы просто должны прочитать эту книгу. “Идеальный руководитель” Ицхак Адизес. Не совсем маркетинг в чистом виде, но это та книга, которая поможет вам организовать весь процесс и систематизировать работу в компании. “Сарафанный маркетинг” Энди Серновиц. Простым и понятным языком рассказывает читателю, как сделать так, чтобы о компании начали говорить уже сегодня, ведь сарафанный маркетинг доступен любому. “Фиолетовая корова” Сет Годин. Данная книга позволит вам по-новому взглянуть на конкурентную среду. Вы сможете оценить свои сильные и слабые стороны, а главное понять, чем вы будете цеплять покупателя. “Менеджмент, ориентированный на рынок” Жан Жак Ламбен. По этой книге учатся, по ней преподают в вузах, в общем, вы не имеете права называть себя маркетологом, если не читали эту книгу. Крайне важно то, что акцент сделан на применении теоретических знаний на практике. “Маркетинговое мышление” Александр Репьев. Книга, написанная русским языком о российском маркетинге. Она направлена больше на практику, чем на теорию, но она точно вам поможет в работе и решение повседневных задач. “Огилви о рекламе” Дэвид Огилви. Книга, написанная гуру рекламы. Даже не вздумайте оспаривать какие-то моменты или ссылаться на не актуальность некоторых советов, вам просто нужно усвоить прочитанное и поверьте, в сложных ситуациях память будет вам сама давать подсказки, которые вы почерпнули из этой книги.

Алексей Горбунов, генеральный директор компании SQ-Team.

Книги, которые не зря занимают место на моей полке: “Неосознанное”, Леонард Млодинов.Шикарная книжка про восприятие информации, работу нашей памяти и о том, как мы принимаем решения на самом деле. После неё страшно ходить в магазины. Кладезь ценных мыслей для потребителя и обратного анализа инструментов влияния на потребителя. Много научных экспериментов с поведением покупателей, описанных на понятном для обывателя языке. “Wow-факторы”, Топ Питерс. Если требуется вдохновение и возникает иллюзия лидерства, книга помогает делать следующий шаг навстречу клиенту и переоценивать используемые технологии и инструменты. При внимательном прочтении и правильной рефлексии – инструмент качественного развития взаимодействия с рынками. “Чёрный Лебедь”, Нассим Николас Талеб. Перечитываю в сложных ситуациях, помогает проще принимать промахи, от самых глобальных до низких значений CTR в отчётах по баннерной рекламе. Если вы ожидаете разноса – подбросьте заблаговременно на стол руководителю, возможно, про вас даже не вспомнят. “PR высокого полёта”, Инна Алексеева. Книгу получил от своего маркетолога, когда начинали заниматься PR. Рекомендую к синхронному прочтению руководителей и PR-службы. Честная книга, хотя многие аспекты сглажены и можно было бы жестче — PR службы были бы эффективнее в разы при меньших бюджетах. “Маркетинг без бюджета”, Игорь Манн. Полезная книжка для начинающих: много интересных инструментов, которые просто реализовать, но в кризис поздновато. Полезность руководителю слабая, разве что возвращать размечтавшийся маркетинг на землю. Книжки по маркетингу отнесу в топ-3 полезных категории для руководителя на сегодняшний день. Советую каждому руководителю, у кого есть возможность, на 3-4 часа погрузиться в работу над задачами с коллегами из маркетинга и PR – узнаёте много нового про клиентов и реальное отношение компании к ним, уникальная возможность увидеть последствия принятых управленческих решений глазами конечного потребителя.

Иван Пластун, основатель стартапа “Везёт Всем”

Забавная ситуация. Книги, которые учат продавать, априори должны прекрасно продавать сами себя. Поэтому сейчас большинство книг по маркетингу движутся в одну сторону — максимальное деление на главы и мини-главы, позволяющие «выцепить» нужный факт или пример. Постоянно читайте новую литературу, чтобы быть на волне, а не плескаться в заводях маркетинга 90-ых (а если нет разницы, то зачем платить больше?) и прочее.Из последних книг рекомендую «Взлом Маркетинга» Фила Бардена и «Покупатель на крючке» Райна Хувера — они обе о мотивациях, о том, почему мы покупаем и как мы подсаживаемся на товары. Обе книги симпатичны тем, что в них много живых кейсов сегодняшнего дня и что знания оттуда можно внедрять достаточно быстро.А вообще сейчас маркетинг несется вперед с такой бешеной скоростью, что книжный долгоиграющий и долгопишущийся формат за ним не успевает. Блоги становятся гораздо актуальнее, так что вскоре все практические знания сосредоточатся в них и книги будут выходить лишь как приятные дополнения.

Елена Первухина, маркетолог Platiza.ru.

Моя настольная книга – Роджер Бест «Маркетинг от потребителя». В этой книге содержится вся необходима информация о маркетинге, которую нужно знать профессионалу в области маркетинга. Роджер Бест дополнил теорию практическими кейсами и наглядными таблицами. Информация представлена очень доступно так, что даже новичок в маркетинге может разобраться, как считать ROI и оценивать потребительскую лояльность продукта.

Оксана Железнова, руководитель Serebro Lab.

Я искренне считаю, что маркетинг не может быть оторван от стратегии развития компании, поэтому любое маркетинговое мероприятие нужно рассматривать с точки зрения того, куда движется компания, какие цели преследует и помогает ли данное мероприятие двигаться к этой цели и достигать её. Лично мне как в развитии моего бизнеса, так и для работы над кейсами моих клиентов очень помогли следующие книги: — «Стратегия голубого океана» Ким Чан и Рене Моборн ,- «Великие по собственному выбору» Джима Коллинза и Мортена Хансена,- «Искусство создания рекламных посланий» Джозефа Шугермана.Эти книги, на мой взгляд, стали классикой бизнес-литературы в том числе потому, что в них очень внятно изложены фундаментальные понятия успешного бизнеса и маркетинга как одной из основных движущих сил его развития.

Ольга Дуняк, CEO Mediartis.

Хочу поделиться действительно полезными книгами, которые я прочла по маркетингу и которые перечитываю, вновь и вновь применяя их идеи на практике. Игорь Манн “Маркетинг без бюджета”. Карл Сьюэлл “Клиенты на всю жизнь”. Сет Годин “Фиолетовая корова”. Дэн Кеннеди “Продающее письмо”. Майкл Стелзнер “Контент-маркетинг”

Дмитрий Голдов, Chief Executive Officer в GetIntent

Больше всего, особенно в начале карьеры, я ценил практичные — в стиле «берись и делай». Затем я стал ценить скорее мировоззренческие. Т.е. книги, которые говорят, не что именно делать, а почему нужно делать именно так. Исходя из этого, порекомендую коллегам 3 книги по маркетингу, от сугубо практичной до строго мировоззренческой.
«Маркетинговые показатели. Более 50 показателей, которые важно знать всякому руководителю» Поля У. Фэрриса. Чтобы чем-то управлять, нужно это что-то посчитать. В этой книге умно, но не заумно рассказано, как сделать работающую систему оценки маркетинговых показателей практически для любого бизнеса.
«Просто лучше. Завоевывать и удерживать потребителей, предоставляя самое существенное» Патрика Бервайза и Шона Михана. Не смотря на ура-название русского перевода, книга очень умная и говорит о том, как нужно позиционировать свой товар в голове потребителя путем привязки товара к товарной категории. Если человек знает, что ему нужны умные книги, он должен знать, что в вашем магазине продаются умные книги. Ваш магазин — просто символ умных книг. И тогда при покупке умной книги он уж точно вспомнит про вас.
Очень люблю книги про психологию экономических решений и человеческого выбора. Одна из лучших, на мой вкус — «Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения» Дэна Ариели. Книга как раз формирует мировоззрение — говорит о том, на что и почему нужно обращать внимание при строительстве своего маркетинга.

И еще: 

  • Роберт Чалдини “Психология влияния”
  • Джек Траут “22 непреложных закона маркетинга»
  • Тони Шей “Доставляя счастье»
  • Дэн Заррелла “Интернет-маркетинг по науке”
  • Брайан Дж. Кэрролл “Клиентогенерация”
  • Гарри Беквит “Как уцелеть среди акул”
  • Раджив Батра и Давид Аакер “Менеджмент рекламы”
  • Джеффри Фокс “Как стать сильным конкурентом”
  • Тим Браун “Дизайн- мышление в бизнесе”
  • Сет Годин “Попробуй — получится”
  • Йон Спэлстр “Агрессивный маркетинг. Как увеличить свой доход, расправившись с затратами”
  • Клейтон М. Кристенсен “Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании”

Comments

comments