SWOT-анализ. Почему его «все знают», но никто не умеет делать правильно

earth-summer-garden-tableмини
5 шагов к успеху от Дворниковой Екатерины, главного эксперта по эффективным бизнес-решениям, основателя экспертной консалтинговой компании «Дворникова и Партнеры».

Female hand holding a pen and writing a plan in a planner ШАГ 1. Постановка задачи.
Четко обозначьте задачи SWOT – анализа. Например: у вас есть идея разработать и вывести на рынок новый продукт, который, как вам кажется, имеет отличные перспективы. Вы хотите быть уверены в его реальной востребованности, чтобы потом избежать возможных разочарований и потери времени и средств. Ведь, как известно 8 из 10 новых продуктов терпят неудачу.

pexels-photo-55781ШАГ 2. Сбор информации для заполнения SWOT – матрицы
Определите источники SWOT – анализа: где нужно собирать информацию для описания рыночных возможностей и угроз, а также для перечисления сильных и слабых сторон. Основными источниками информации по рыночным возможностям и угрозам, являются внешние источники: кабинетное исследование или мониторинг рынка, потребителей, конкурентов, анализ мнений экспертов рынка по тенденциям, перспективам развития, возможным будущим трендам и другой информации, связанной с оценкой развития и будущими перспективами рынка. С получением данной информации можно справиться собственными силами компании (сотрудников), хоть и не всегда в полном объеме.
А вот определить сильные и слабые стороны компании только с помощью сотрудников невозможно. Они дадут субъективную оценку. Для получения объективной оценки необходимо привлечение стороннего эксперта-практика. Это позволит избежать «замыленного» взгляда и получить свежий экспертный взгляд со стороны на вашу компанию. Поверьте, вы узнаете много нового и интересного!

food-salad-healthy-vegetables

 

ШАГ 3. Заполнение SWOT – матрицы
После определения рыночных (внешних) возможностей и угроз, а также ваших (внутренних) сильных и слабых сторон, необходимо заполнить SWOT – матрицу:

 

Таблица1
У вас необязательно должно быть (как на картинке) по 4 сильные и слабые стороны и по 4 возможности и угрозы, их может быть любое количество, ограничений — нет. На следующем шаге 4 нужно определить, какие именно сильные стороны стоит использовать для решения поставленной перед SWOT – анализом задачи. Также на шаге 4 необходимо определить: какие слабые стороны наиболее критичные (над ними необходимо работать в первую очередь) для решения поставленной задачи, какие именно рыночные возможности наиболее перспективны, и какие угрозы наиболее опасны для решения поставленной задачи.
Основная ошибка при заполнении SWOT-матрицы — практически в 100% случаев путают сильные стороны компании и рыночные или внешние возможности. Это критическая ошибка, т.к. ведет к однозначно не правильным выводам, и как следствие, к неэффективным, а то и губительным решениям. Основной принцип заполнения SWOT –матрицы следующий: сильные и слабые стороны – это только внутренние, а возможности и угрозы – это только внешние факторы. Путать нельзя!

leaves-fall-colors-rainbowШАГ 4. Выявление наиболее значимых сильных сторон и рыночных возможностей, а также наиболее уязвимых слабых сторон и рыночных угроз
Каждую сильную и слабую сторону оцениваем с точки зрения того, насколько она важна или нет для реализации возможностей или нивелировании угроз. Оценка делается по 3-х бальной шкале: мы ставим 2+ (или просто 2), если данная сильная сторона ключевым образом влияет на возможность или угрозу, мы ставим 1+, если сильная сторона имеет слабое влияние на реализацию той или иной возможности или для нивелирования той или иной угрозы, и мы ставим 0, если сильная сторона ни оказывает никакого влияния на выявленную возможность или угрозу. Аналогично проводится оценка слабых сторон. С той лишь разницей, что вместо «+» , мы ставим «-«.

Таблица2
После заполнения таблицы нужно просуммировать полученные баллы и выбрать лидеров по количеству «+» и «-» по каждой из групп: 1. Наиболее актуальные сильные стороны, 2. Наиболее уязвимые слабые стороны, 3. Наиболее благоприятные именно для вашей компании рыночные возможности, 4. Наиболее опасные именно для вашей компании рыночные угрозы.

pexels-photo (2)ШАГ 5. Выводы из SWOT – матрицы
Выводы из SWOT – матрицы необходимо сделать по 4-м ключевым группам:
1. Конкурентные активы. Какие сильные стороны компании эффективнее всего использовать для освоения рыночных возможностей (S-O)
2. Конкурентные пассивы. Какие слабые стороны особенно уязвимы с учетом рыночных угроз (W-T)
3. Узкие места. Какие слабые стороны особенно критичны для освоения рыночных возможностей (W-O)
4. Безопасность и защита. Какие сильные стороны особенно актуальны для нивелирования рыночных угроз (S-T)

Помните, что если вы сделаете правильный SWOT – анализ, по описанному алгоритму у вас всегда будет 2-3 рабочих варианта решения задачи!

Эту статью для вас подготовила Екатерина Дворникова

Катя_фото_лицо

Екатерина Дворникова, главный эксперт по эффективным бизнес решениям,, бизнес-коуч, по маркетингу и брендингу, директор консалтинговой компании «Дворникова и Партнеры», преподаватель МВА (НИУ-ВШЭ, АНХ и ГС при Президенте РФ)

 

Более подробно о секретах маркетинговых инструментов вы узнаете на моём вебинаре : «Как увеличить прибыль маркетинговыми инструментами», 29 марта в 15:00.
Регистрация здесь:

Comments

comments

  • Leonid Nikiforov

    Кто сознается, что лоханулся на SWOTe? ))) Скорей всего никто — на самом деле :) Хотя, конечно, никто не застрахован.

    • kopchenkov

      им жизнь потом показывает )

  • Leonid Nikiforov

    А мне Вебинар понравился. ВОзможно, я не всё заскринил, ну … бывает. Екатерина, СМЕЛО ИЗДАВАЙТЕ книжку по этому Вебинару с примерчиками. Она будет в 100 раз полезнее БОЛЬШИНСТВА «маркетинговых» учебников, как врач говорю :)