Выстрел в спину SWOT-анализу

Иногда на страницах нашего сообщества в социальных сетях разгораются споры в комментариях. Недавно активно обсуждали SWOT-анализ, и, как обычно бывает в таких случаях, создатель MiR Виктор Копченков предложил ярым комментаторам написать статью. После такого спор утихает, но не в этот раз, наш читатель Максим Соколов написал нам материал по мотивам дискуссии.

Максим Соколов, предприниматель, совладелец ряда компаний консалтингового и логистического направлений, эксперт и консультант по организации начала и развитию бизнеса, известный бизнес тренер-консультант.

Тендер мы выиграли. Как это часто бывает, возник вопрос: что делать дальше? Запрос одного их ключевых клиентов звучал так: «Разработать и провести серию тренингов для руководителей, направленных на улучшение их навыка использования инструментов анализа и прогнозирования». На наш осторожный вопрос, используют ли они SWOT-анализ (спросить, знают ли они, что это такое, мы не осмелились), прозвучало тоскливое: «Увы, он не работает».

swot

Шел февраль 2009, кризис набирал обороты. Летели к черту планы, прогнозы переставали быть актуальными сразу после написания. Аналитики нервно курили и на вопросы «Ну как там?», обреченно отвечали: «Темна вода во облацах». SWOT не работал хоть ты тресни, хотя до начала кризиса работал как заведенный. Один из ключевых клиентов объявил тендер и мы его выиграли. И что делать дальше? – Ведь SWOT то сам не может работать или не работать.

И тогда началась история, позволившая, в конце концов, мне и моим партнерам сделать вывод: система бизнес обучения во всем мире содержит ряд кардинальных ошибок, выдавая следствие за причину. Почти все бизнес-образование построено на изучении техник и методик, таких как SWOT, STEP, SMART, BSC и т.д. Но КПД этого обучения – почти как у паровоза, оно дает результат у единиц. Проведенное нами исследование (около 800 человек, средний менеджмент, данные 2009 г.) показало: почти 90% опрошенных знали, что такое SWOT-анализ. Но во время проверки выяснилось, что только около 20% — используют его и у них более-менее получается, остальные — либо используют, но не получается, либо думают, что используют, но используюсь не то, не так и без результата. При этом, наиболее успешные, признались, что обходятся без SWOTa, либо используют его как шпаргалку.

Иными словами, знание о SWOT- анализе, само по себе, не позволяет не то что успешно планировать что-либо, но и даже анализировать бизнес-ситуации. При этом те, кто умеют это делать, спокойно обходятся без использования SWOT-анализа. Просто до начала кризиса, когда степень неопределенности резко выросло, в спокойной обстановке, анализ, прогноз и планирование не требовали особых навыков – ситуация была «прозрачна». Но как только ситуация ухудшилась, у тех, кто такими навыками не обладал, SWOT немедленно «перестал работать».

В результате стало понятно, что подавляющее количество всех этих техник — просто попытка стимулировать мозг осуществить те действия, которые он (мозг), по идее, должен делать сам. То есть, если зачаток навыка мышления есть — стимул может сработать (а может не сработать, а может сработать частично и качество результата будет убогим). Если навыка мышления нет — не поможет никак. Но если навык есть, то зачем стимул?

Какие же навыки призван стимулировать, например SWOT-анализ? SWOT, по сути, «подсказывает» как делать синтез (сводить воедино общую картину), анализ (раскладывать общую картину на запчасти по категориям), сопоставлять части и делать выводы, осуществляя прогноз (отслеживать прямые и обратные причинно-следственные связи) и планировать (оказывать влияние на эти связи с целью заставить систему выдать нужный результат). Но человеку, который все это умеет делать сам — SWOT, по большому счету, не нужен. Тому же, кто этого делать не умеет — SWOT не поможет никак.

people-woman-coffee-meeting

Такая же картина и со SMARTом (техника формулирования целей) – тем, у кого мышление (способ отражения в сознании окружающей действительности в динамике) «замутнено» — подсказка не поможет никак. Кто «дружит» с собственным мышлением – подсказка будет не нужна. Исключение составят процентов 10 – 20 тех, кто находится в неустойчивом процессе развития мышления. Именно они и составляют то самое «паровозное КПД» бизнес-обучения.

Тендер мы выиграли. Результатом стало создание линейки тренингов по развитию навыков мышления. Развитию навыков Логического мышления (навыки отражения в сознании отдельных объектов и причинно-следственных связей), навыков Работы с информацией (навыки сбора, обработки и оценки информационных массивов), навыков Системного мышления (навыки анализа, синтеза, прогноза и планирования), навыки Инновационного мышления (навыки получения отдачи от создания новшеств). Но это, как говориться, другая история.