Тенденции в маркетинге 2012

В мире происходит много всего интересного и полезного для профессионалов в маркетинге. Вместе с Юлией Митюхиной мы Юлия Митюхинапостараемся рассказывать об этих вещах в обзорах, посвященных различным аспектам и событиям глобального рынка маркетинга. В первом обзоре мы рассмотрим некоторые ключевые тенденции в маркетинге, которые наблюдаются на Западе и в России в текущем году. Предоставляю слово Юлии:

Как известно, отраслевых аналитиков хлебом не корми — дай проанализировать тенденции отрасли. Аналитики (да и не только они), работающие на нашем с вами маркетинговом рынке не являются исключением, и в преддверии 2012 года многие наперегонки строчили прогнозы развития отрасли и систематизировали ключевые тенденции, которых, как предполагалось, стоило бы ожидать в наступающем году. Мы находимся в весьма неплохой ситуации: прогнозы и тренды описаны, прошло полгода – можно посмотреть что на рынке было, что будет и насколько все это имеет отношение к ситуации с маркетингом в России.

Забегая вперед, могу сказать, что российский маркетинг все-таки имеет достаточно много общих исходных моментов с глобальным рынком. Несмотря на то, что даже в нашей прогрессивной отрасли многие коллеги являются приверженцами так называемого особого российского пути.

Но вернемся к тенденциям, которые описывают отраслевые эксперты. Сразу замечу, то в разных информационных источниках можно найти различные тренды, порой очень часто не совпадающие. Поэтому мы решили обозначить, в первую очередь, те тенденции, которые заметили большинство аналитиков, а потом уже уделить внимание наиболее интересным из оставшихся тенденций.

2011 год вошел в историю маркетинга как год, в котором интенсивнейшее развитие получили QR-коды . Эта тенденция, как мы можем наблюдать, продолжает свое развитие в 2012 году, захватывая буквально все отрасли – от рекламы до упаковки товаров и все типы бизнеса – от крупных международных корпораций до маленьких семейных фирм. Как предполагают эксперты, этот тренд сохранится и в 2013 году.

Развитие маркетинга в социальных сетях и, как следствие, перераспределение инвестиций в пользу Social Media Marketing — еще одна тенденция, о которой единодушно заявляют все участники рынка. Статистика это подтверждает. Так, по данным компании Useful Social Media, 54% американских компаний планируют увеличить бюджет на работу с социальными медиа примерно на 25% уже в 2012 году (данные получены в апреле текущего года).

По данным аналитиков Advertising Age и Citigroup, 72,9% опрошенных ими в июне 2012 года респондентов, маркетинговых представителей американских компаний, планируют повышение инвестиций в SMM в следующем году. В настоящее время примерно у половины компаний (49,5%) на работу с социальными медиа приходится от 1 до 10% общего маркетингового бюджета. 19% опрошенных отводят на SMM 11-20% маркетинговых инвестиций. 10% опрошенных подтвердили, что бюджетов на работу с социальными медиа не предусмотрено, но, рискнем предположить, что отсутствие отдельной строки бюджета не означает отсутствие работы с социальными медиа, как таковыми. Кроме того, развитие SMM является весьма сильным аргументов для компаний, чей бизнес связан с разработкой платформ для анализа поведения пользователя в интернете или мобильной сети. Весьма вероятно, что в маркетинге этого сегмента рынка также будет продолжаться рост инвестиций.

В российском профессиональном сообществе тема SMM всегда вызывает бурные споры, и далеко не у всех она является любимой. Тем не менее, немногочисленные участники дискуссии о трендах в российском маркетинге, а также опрошенные специалисты обратили свое внимание на усиление роли работы с социальными медиа. В рамках данного обзора мы не планировали детально анализировать российский рынок — мы планируем посвятить этой теме отдельный обзор.

Еще одна тенденция, на которую стоит обратить внимание и о которой говорят российские и зарубежные маркетинговые специалисты – рост рынков регионах, которые еще недавно находились в состоянии затишья. В дополнение к традиционно растущим рынкам Китая и Индии (что перестает быть удивительным) происходит смещение роста в страны Восточной Европы. Так, в частности CEO компании WPP Мартин Сорелль, выделяет «кластер», в который вошли Германия, Польша и Россия и в котором, как предполагается, стоит ожидать рост. Кроме того, рост ожидается и в странах Латинской Америки и Бразилии, где в 2014 году пройдет чемпионат мира по футболу, а в 2016 году — Олимпийские игры. Традиционно такие мероприятия являются неплохими поводами для активных маркетинговых действий и увеличения продаж.

Кстати, о продажах. Ряд экспертов отмечают начало более тесной интеграции традиционных маркетинговых структур с подразделениями, отвечающими за развитие бизнеса и продажи. Отчасти, такая тенденция появилась, благодаря кризису 2008 года, который ударил по большинству компаний, но именно благодаря нему участники рынка стали уделять должное внимание формированию маркетинговых бюджетов, бюджетов выделяемых а развитие бизнеса и ROI. В результате подобных изменений маркетологи сняли розовые очки и стали работать в более тесной связке с представителями отделов продаж, а маркетинговые подразделения перестают быть «вещью в себе».

Схожие, но пока что не настолько явные, тенденции наблюдают и представители российского рынка, несмотря на то, что маркетингу в России по-прежнему уделяется несколько второстепенное значение.

Если вы хотите составить собственное мнение о трендах в маркетинге:

Юлия Митюхина – информация об авторе

Юлия МитюхинаВ 1995 году закончила факультет информатики Российского государственного гуманитарного университета.

С 1995 по 1999 год работала в агентстве мониторинга и аналитики WPS. Впоследствии – сотрудник ряда российских и зарубежных PR-агентств.

С 2007 по начало 2012 года являлась менеджером по маркетингу и PR компании Amdocs в странах России и СНГ, где занималась разработкой и реализацией интегрированных маркетинговой и PR стратегий, а также маркетинговым сопровождением продаж.

Профиль Юлии в LinkedIn

  • Georgi

    Прошу прощения, это мое мнение. Ни один из описанных трендов не является новым. КР-коды идут на спад, разговоры про Сошиал Медиа идут уже который год, Восточная Европа и Латинская Америка являются растущими рынками уже лет как 5 (а для многих их рост уже давно прошел). В общем статья напоминает стиль Advertising Age и содержит минимум полезной (применимой) информации.

  • http://kopchenkov.com Виктор Копченков

    А какую полезную информацию хотелось бы увидеть?

  • Alex

    Для обычных маркетологов это тренды, а диджитал-агентства всем этим занимаются уже 2 года и очень успешно.

  • Митюхина

    Тренды не всегда бывают новыми. Некоторые «перетекают» из прошлых лет. Но они не перестают быть трендами.
    Более того, мы обращались к коллегам с просьбой поделиться своими соображениями. Ответы можете найти по ссылке.
    Ну, и если вам есть, что сказать — буду рада услышать:) Используем в ближайших обзорах непременно;)

  • Georgi

    Было бы интересно рассматривать инновационные бизнес-модели. Например, модель банка Тинькофф, который изначальную базу клиентов собрал по проямой рассылке. Или же модель швейцарского карточного банка Корнер, в котором можно иметь карту не имея счета. Рассмотр таких моделей в разрезе маркетинга может быть очень полезным для думающего маркетолога. Или еще пример — вместо того, чтобы говорить о тренде КР-кодов, можно было бы рассмотреть без/перспективность их применения в финансовм секторе, с расчетами, мнениями и так далее. Ну вот как-то так. Чтобы голова начинала варить и хотелось бежать и на практике применять.

  • http://kopchenkov.com Виктор Копченков

    Георгий – у меня инновационный вопрос – Вы готовы делать такие обзоры?
    И второй момент – спасибо за наводки по темам – по моему замыслу мы идем в обзорах от общего к частному и интересные темы «с подковыркой» будут очень полезны в нашем плане материалов.

  • Митюхина

    Коллеги, мы исходим из того, что голова уже «варит»:) Вот правда :)
    За идеи спасибо! Будем уделять бОльшее внимание не только обзорам, но и применению на практике там, где это будет возможно.

  • Елена Пеленова

    Добрый день, Юлия. Спасибо за статью, мне как человеку из продаж, который «не варится» в маркетинге, но часто пересекается с ним, особенно полезно узнать, чем живет мир маркетинга, так сказать получить общую картину.
    Хотелось бы также побольше узнать про интеграцию маркетинга и продаж, примеры наиболее удачной совместной работы

  • Митюхина

    Елена, спасибо за комментарий. Я думаю, что мы рассмотрим эту тему отдельно.

  • Georgi

    Виктор, к сожалению, сам писать такие обзоры я не готов, из-за отсутствия времени и не совсем ясной цели. Но готов комментировать в рациональном ключе и предлагать свое видение — исключительно потому, что в диалоге рождаются новые идеи.

  • Митюхина

    Георгий, цель, в частности, в том, чтобы информировать сообщество о том, что происходит, публиковать интересные и полезные цифры и факты, придумывать идеи для контента.
    Не думаю, что мы будем разрабатывать методологию по работе с qr кодами в одном отдельно взятом сообществе

  • Georgi

    Юлия, если QRР-коды это тренд, то почему нет? Чем они хуже стратегии безалкогольных напитков? :-) Виктор, еще пару слов. Я пока тут новенький, еще не совсем понял, что собой представляет сообщество, какие тут люди, чем сообщество отличается от других и чего пытается добиться. Я просто перешел по ссылке с Линкдина. Также не понятно зачем этот сайт если все то же самое можно делать в Линкдине. Или наоборот. Понравились статьи Екатерины Кусковой. Читаю с интересом. Чтобы начать писать самому, а не просто комментировать, одного лишь желания публиковаться недостаточно :-) Но было бы здорово оказаться полезным и интересным своим коллегам.

  • http://kopchenkov.com Виктор Копченков

    Георгий – LinkedIn не позволяет все то же самое. Оставайтесь с нами и сами увидите ;)

  • Митюхина

    Георгий, потому что мы не разрабатываем пока что методологии :)