Обновочка
Территориальный маркетинг и брендинг — относительно новые для России “жанры”, хотя единичные примеры брендирования местных “специалитетов” в российских регионах известны давно. Так, например, в 2006 году в подмосковном городе Луховицы был установлен памятник знаменитому соленому огурцу. В том же году в Перми возвели памятник знаменитым соленым ушам. Помните поговорку “Пермяк соленые уши”? Так вот это именно они. Напомним только, что сама поговорка ведет свою историю с развития соляного бизнеса в Пермском крае.
К 2012 году история с брендированием территорий пошла в массы, и, по данным, которые приводит в свой статье на Sostav.ru руководитель команды CityBranding Василий Дубейковский, на сегодняшний день более 30 российских городов заняты брендированием своих территорий. Ссылку на статью господина Дубейковского вы найдете в конце данного обзора (прочитайте непременно!). А если вас тема территориального маркетинга заинтересует более глубоко, то посетите сайт CityBranding с прекрасной подборкой материалов и графики. Мы же традиционно рассмотрим наиболее интересные, на наш субъективный взгляд, примеры из области территориального маркетинга и брендинга в России.
Город П и окрестности
Пермь — первый город России, получивший в 2009 году собственный логотип в виде красной буквы “П”.
Разработкой логотипа занималась студия Артемия Лебедева.
Кроме того, собственный фирменный стиль получили несколько городов Пермского края в число которых вошли, в частности, Кудымкар, Кунгур, Молёбка, Чердын, Чайковский, Соликамск, село Кын. Фирменный стиль этих населенных пунктов разработан различными студиями, но в основе каждого брендбука лежит привязка к историческим корням и фактам. Неплохой, на наш взгляд, аргумент в поддержку заявления о том, что к 2020 году поток туристов в Пермском крае должен быть увеличен в 5 раз, до 2.5 млн человек в год. По крайней мере, концепция выглядит весьма логично.
Отметим также, что в 2012 году Пермь была выбрана библиотечной столицей России, и по этому поводу также был разработан фирменный стиль. Правда, логотип города в “библиотечном” брендбуке не фигурирует.
Буква “Я”
Ярославль — еще один город, над созданием фирменного стиля которого трудилась студия Артемия Лебедева. В конце декабря минувшего года логотип города в Ярославле презентовал арт-директор студии Эркен Кагаров. Логотип, представляющий собой стилизованную под стрелку букву “Я” (на стрелке рек Волги и Которосли расположен исторический центр Ярославля), вызвал неоднозначное отношение как со стороны представителей города, так и со стороны представителей профессионального сообщества.
Но, если верить слухам, именно этот проект имеет шансы на победу. По крайней мере, он понравился мэру Ярославля. Ну, и если все-таки отвлечься от неоднозначного отношения к работам студии Лебедева, и посмотреть на проекты логотипа, которые были предложены на голосование, то можно отметить, что именно стрелка, предложенная Кагаровым, выполнена, на наш взгляд, наиболее профессионально.
Курск: народное творчество
В сентябре 2012 года свой логотип обрел Курск.
Изображение выбирали путем голосования, а всего на рассмотрение было представлено более 300 работ. Администрация города изрядно сэкономила на создании графики: профессиональные дизайнерские студии в конкурсе участия не принимали.
Москва в ожидании маркетинга
В ближайшее время свою маркетинговую концепцию должна получить Москва. Маркетинговую концепцию для Москвы создает компания «Эй-Ту-Зет Рисерч», входящая в группу Андрея Стася Stas Marketing. Компания выиграла тендер, объявленный департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы. Стоимость контракта составляет 3.9 млн рублей.
Сообщение о том, что «Эй-Ту-Зет Рисерч» выиграла тендер состоялось в начале ноября. Тогда же было объявлено том, что разработка концепции должна занять всего 35 дней. В настоящий момент компанией запущен сайт Brandmoscow.ru, создана соответствующая группа в Facebook (144 подписчика) и ведется трансляция в Twitter (20 подписчиков). Последние актуальные новости на сайте датированы 14 декабря 2012 года, и тогда же опубликовано последнее сообщение в Twitter. Будем надеяться, что «Эй-Ту-Зет Рисерч» в ближайшее время все же порадует нас обещанной маркетинговой концепцией (если мы что-то пропустили, и маркетинговая концепция Москвы все же уже представлена, то, пожалуйста, оставьте комментарий к данной статье).
На сегодня все. Мы надеемся, что данная тема будет для нас интересной и мы будем продолжать следить за развитием территориального маркетинга. Оставайтесь с нами!